✅ Медиаформаты. Веер возможностей – специфика медиа-форматов: (игровое кино,
документальное, ТВ, реклама, анимация, сериалы, компьютерные игры, интернет-жанры,
мультимедиа, кросспроекты и трансмедиа). Арка сценария. Послание автора и финальная
эмоция. Авторские предпочтения (картина мира, эмоциональные кривые, жанры, стиль).
Зачем мы смотрим кино? Зачем автор пишет?
✅ Что такое сценарий? Визуальная динамика. Специфика сценарного текста. Экранность.
Сценарная запись, форматы записи. Логлайн, синопсис, заявка, аутлайн, поэпизодник-
тритмент, драфты. Понятия бит и битшит.
Стадии конструирования фильма. Аматор (любитель), профессионал, мастер, гений.
Сюжет – структура – киногения – символика, смысл, тема. Название фильма. Параметры
успешности фильма. Питчинг.
Что такое идея? Визуальная идея, иррациональная, рациональная, самозаказ, заказ.
Методы работы над идеями. Тема, проблема, идея.
✅ Место (локейшн и сеттинг) и время (историческое и физическое). Масштаб.
Создание драматической ситуации. Альтернативный фактор.
✅ Сюжет и фабула.
Специфика короткого метра.
✅ Композиция. Виды композиций: архитектоника, сюжетная композиция, линейно-
сюжетная композиция, структурная композиция.
Структура сценария. Сюжетная композиция. Трехчастное построение и вариации.
Сюжетная структура (линейная). Пролог, экспозиция, завязка, повороты, кризис,
кульминация, доворот, развязки, финал, эпилог. Путь героя по Кемпбеллу и Воглеру.
Композиционная структура (кадр, сцена, эпизод). Сочетание теорий различных авторов
(Филд, Макки, Снайдер, Галино, Пропп, Труби и проч.). Сложные структуры.
✅ Сюжетно-линейная структура. Геометрия сюжетов.
✅ Структурная композиция. Кадр, сцена, эпизод. Сцена и ее вариации. Создание сцены.
Вопросы к сцене. Эпизод.
✅ Перипетии. Твисты. Интриги. Закладки. Детали-метафоры. Диалог.
✅ Ситуации и конфликты. Конфликт внешний и внутренний. Герой. Главный герой,
прототип, герои второго плана, эпизодические персонажи. Количество персонажей. Граф
взаимоотношений. Ансамбль. Амплуа и типаж. Простой и сложный герой (мольеровский
и шекспировский характер). Создание характера. Арка персонажа.
Антагонист и протагонист, герой и антигерой. Злодей. Проблема зла в фильме. Цензура.
Психология в кино: Фигура отца. Фигура матери. Сиблинги. Путь героя. Путь героини.
Экзистенциальные кризисы в кино. Другие психологические кейсы (расстройства, защиты
и т.п) в кино.
✅ Повествовательная позиция. Эмоции в фильме. Символы и метафоры. Стиль и атмосфера.
Темпоритм. Рецензия. Как разбирать фильм и как писать рецензии на фильм?
✅ Понятие жанра. Жанр как формула. Классификация жанров. Специфика жанров.
Драма, комедия, трагедия, трагикомедия, мелодрама. Боевик, приключения, вестерн,
детектив, гангстерская драма, триллер, хоррор. Исторические фильмы, байопики и т.п.
Фантастика и киберпанк. Треш. Жанровый индекс. Экранизация (адаптация).
✅ Телесериал. Вертикальный и горизонтальный телесериал. Сценарий телесериала.
Сценарная библия. Специфика производства. Жанры телесериалов.
Документальность. Взаимодействие с реальностью. Киногения. Сценарий
документального кино. Постдок. Докудрама. Мокьюментари. Взаимодействие с группой.
Телевидение. Что такое телевизионный фильм? Принципы телевидения. Редактура и
режиссура. Интервью. Дикторский текст. Телевизионный сценарий. Телевизионные
жанры. Инфотейнмент.
Понятие об анимации короткометражной и полнометражной. Сценарий для анимации.
Реклама. Рекламный сценарий. Социальная реклама. Корпоративный фильм. Сценарии
компьютерных игр. Взаимодействие с виртуальностью (приостановка неверия). Интернет
жанры (вирусные ролики, специфика интернет видео и т.п.). Трансмедиа.
✅ Авторское право. Понятие об исключительном праве. Сценарный договор. Виды
договоров в ГК РФ.
Устройство киноиндустрии. Понятие о продюсировании. Производство. Мейджоры
российского рынка. Мелкие игроки посредники. «Черный список продюсеров». Прокат.
Бокс-оффис. Аудитория. Современные актуальные запросы. Параметры успешности
фильма. Выстраивание бизнес-стратегии.
✅ Теория и анализ драматургического текста
✅ История кино и анализ фильма
✅ Кинопроизводственная практика (совместно со студентами других мастерских)
✅ Мастер-классы с профессионалами киноиндустрии
✅ Постоянная практика и упражнения. Подготовка и проведение открытых промежуточных и итоговых сценарных питчингов