ЛУЧШЕ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ

Карина Новожилова о поездке на фестиваль «Святой Владимир»

Участие в киноконкурсах и фестивалях — это возможность не только показать зрителям свой фильм, дополнить портфолио дипломом, завязать полезные знакомства. Но ещё и повод для путешествия.

Выпускник Высшей школы режиссёров и сценаристов, режиссёр Павел Пантин уже объездил ни один десяток фестивалей со своим дипломным фильмом "В раю делать нечего". В этот раз на кинофестивале "Святой Владимир" представлять фильм было поручено исполнительному продюсеру фильма, выпускнице актёрской и сценарных мастерских киношколы Карине Новожиловой.

Что происходит на фестивалях? Чем развлекают участников организаторы? Где найти новые знакомства среди талантливых авторов? Слово Карине Новожиловой

Юбилейный V кинофестиваль "Святой Владимир" проходил в Севастополе с 19 по 23 октября. Наш фильм попал в число конкурсантов, благодаря отделу продвижения фильмов на кинофестивали в Высшей школе режиссёров и сценаристов. За этот бесценный подарок искреннее спасибо Анне Матвейченко и администрации нашей школы.

Фестивальный дневник

Организаторы фестиваля приготовили экскурсии для участников. Так, на второй день после открытия нас ждала экскурсия на святую землю в городе Херсонес. С утра я посетила литургию во Владимирском соборе, затем с экскурсией мы отправились осматривать древний город.

Херсонес был основан в V веке до н.э., и экскурсовод рассказывал нам, что происходило с этим местом на протяжении полутора тысячи лет прежде, чем он стал колыбелью зарождения Христианства на Руси. Из того, что мне запомнится надолго: Херсонес является святой землёй, местом, где служитель церкви может совершать обряды прямо там, где стоит. Святой землёй он является потому, что там была пролита кровь праведников. Много крови.

Участники экскурсии вдохнули истинный воздух Крыма, наполненный ароматом солёного моря и сурепки. Сурепка относится к тому же семейству, что и руккола, поэтому дорогу к морю и дальнейшую экскурсии я слушала, жуя листочки этого растения. На эту мысль меня направил, конечно, экскурсовод, а уже сейчас, дома, я прочла, что они из одного семейства. Так что, кто знает, может мы перейдём на сурепку, она даже вкуснее.

Вечером организаторы подготовили экскурсию на 35-ую батарею. Я была в этом музее несколько лет назад, и он произвёл неизгладимое впечатление. Я такого не видела нигде. Ужас второй мировой войны, без романтизации того периода. Невозможные, нечеловеческие события, жертвы, кровь, смерть. И память о тех, кто там был. Это священная память. Горечь и светлое чувство, что, после смерти они встретились с близкими. Не может быть иначе. Я не хотела идти в этот музей второй раз, но, уже на открытии кинофестиваля у меня зародилось ощущение, что я приехала сюда чувствовать и переживать с новой силой. В награду за смелость испытать такое дважды, мне открылся красный закат. Ярко-красное солнце садилось в море на месте, где Чёрное море было красным от крови в июле 1942 года.

На третий день фестиваля я уже близко сдружилась с девочками-режиссерами. К слову, об участниках — было очень много людей, с которыми случились интересные беседы. Я узнала очень много нового и о финансировании полного метра, и о международных съемках, и о более земных вещах, не связанных с кино. Например, млечном пути. А вы видели когда-нибудь млечный путь? Я нет. А теперь, словно и да. Обмен информацией, мыслями и чувствами был колоссальный.

Вместе с девочкам-режиссёрами мы отправились плавать на пляж "Фиолент". Вода 16 градусов, но как же хорошо было в ней. Потом пошли смотреть фильм "Солдатик" и представлять свои фильмы. После просмотра "Солдатика" весь зал был в поисках отрывных бумажек для голосования, чтобы снова и снова проголосовать за этот фильм. И когда на церемонии закрытия Виктория Фанасютина получила Приз зрительских симпатий за свой фильм, я была очень рада за неё, понимая, что это и есть самое главное для её детища. От всей души желаю "Солдатику" проката во многих городах нашей большой России. Это очень нам нужно. Детское кино о войне.

Среди фильма в тот день я посмотрела полнометражный документальный фильм "Область высокого полёта", и нашла режиссёра в ВК, чтобы написать спасибо. Мы разговорились, и в итоге я привезла им награду за первое место в документальном полнометражном кино.

День завершился творческим вечером Юрия Назарова, где мы слушали песни и стихотворения. После этого стали все время петь. И в горах, и на завтраке, и на обеде.

На следующий день организаторы подготовили для нас паломническую поездку. Первым был Владимирский собор (усыпальница адмиралов), где экскурсию нам вёл настоятель собора отец Алексий. Затем
были скальные монастыри в Инкермане.

После мы поехали в центр Севастополя, прокатились на катере по бухте и встретили закат в ресторане-корабле. После заката отправились смотреть фильм "Лорик". Девочки знают режиссёра картины, и мне очень и очень захотелось познакомиться — фильм мне безмерно понравился.

Последний день фестиваля начался рано. Мы поехали купаться на Серебряный пляж в Балаклаве. Я была там дважды, поэтому хорошо знаю тропки и, какие виды открывают эти тропки. На пляже мы застряли, так как ялики в не сезон ходят редко или не ходят вообще. Я сначала думала, что опоздаю на показ своего фильма, а потом мы думали, что не попадём даже на закрытие фестиваля. С приключениями нашли катер, который нас спас. И, разместившись на карме, поняли, что все так, как должно быть. Так хорошо, что лучше быть не может. Я успела на показ, и на закрытие, и на ужин до пяти утра.

Поспала часик и отправилась прощаться с городом в Херсонес, в парк Анны Ахматовой, где до сих пор цветут ароматнейшие розы. Писать можно ещё долго и долго, слава Богу слава благодарности организаторам сказаны лично.

О личном

Я прилетела в осенний Севастополь показать фильм Павла Пантина "В раю делать нечего". Первый показ был в малом зале кинотеатра "Москва". В зале не было мест. Зрители сидели на ступеньках и стояли вдоль стены. Мне было грустно. Все хотели перебраться в большой зал...

Второй показ был в кинотеатре "Победа" и выпадал на обеденное время для участников фестиваля. Я боялась, что зал будет пустой. Но несмотря на то, что он раз в пять больше малого зала в "Москве", зал был полный, люди вновь стояли вдоль стен. После просмотра и вопросов от зрителей мне стало не по себе. Я шла на закрытие, а в голове звучала музыка из нашего фильма, а перед глазами мелькали лица людей, которые подходили ко мне после показа.

На закрытии фестиваля нам вручили хрустального Святого Владимира и диплом, а потом мы сидели до пяти утра и общались с организаторами и членами жюри. А потом я прилетела обратно в Петербург и уснула дома.

И только проснувшись, осознала, что это не я показала фильм зрителям Севастополя, а они показали его мне. И через них я поняла то, что не понимала раньше. И никогда бы не поняла, потому что работа над фильмом замыливает восприятие.

Мне было грустно, что вся эта обратная связь идёт ко мне, а не к режиссёру, что на вопросы отвечаю я, а не режиссёр, что оценку нашего фильма слышу я, а не режиссёр. Я могу передать слова, но чувства передать словами не могу. Зрители в конце пятнадцати минут обсуждения, споров, вопросов, негодования пришли к единодушному заключению, что хотят помолчать и подумать. И я теперь тоже молчу и думаю, что кино надо снимать о том, что не можешь выразить словами. Спасибо, Паша, что мы сняли этот фильм. Спасибо, Севастополь, что я почувствовала, что мы сняли. И теперь страдаю. Но, говорят, после страданий ты можешь стать лучше. И за это спасибо.

Карина Новожилова - выпускница класса киноактёра и сценарной мастерской ВШРиС

Карина Новожилова, специально для ВШРиС (2019-10-28)