Кем вы считаете своего домашнего кота - милым другом или эгоистичной бестией, которая сожрала бы вас как мышку при первой же возможности?
А боитесь ли вы леса?
Вы чувствуете себя в воде привольно и уверенно, или же морские пучины пугают вас?
Смотрит ли на вас бездна, когда вы смотрите в неё?
Какова природа – добра, зла или равнодушна?
Ответив на эти вопросы, вы сможете определиться, где ваше место по Ларсу фон Триеру – в природном храме сатаны или в человеческом храме разума и морали, какова вероятность того, что бесы инстинктов овладеют вами и собьют с пути прогресса.
Вот уже 300 лет после эпохи Просвещения человечество стремится назад, к природе. И романтики, и модернисты старались сбросить с человека оковы культуры и сдуть с него пыль цивилизации. Люди всё больше разочаровывались в прогрессе и тосковали по силе и красоте природы и «природных» людей. "Антихрист" фон Триера – яркое, талантливое и увлекательное утверждение того, что природа зла. Природа - церковь сатаны, а женщины суть коллективный антихрист. В своём новом фильме фон Триер, казалось бы, отказывается от всех своих прежних догм: никакой плавающей камеры, никакой документалистской эстетики – фильм скроен вполне по-голливудски, место же женщин-жертв прежних его картин заняла свирепая Шарлотта Генсбур - исчадие ада, терзающее всё человеческое, разумное и доброе.
Случайная смерть ребёнка вызывает у матери (Шарлотта Генсбур) проблемы с психикой. Муж-психотерапевт выбирает самый, на его взгляд, действенный метод лечения - он старается выудить из подсознания жены все её страхи и тем самым побороть их. А боится жена, как выясняется, природы – и в первую очередь своей собственной. Супруги едут в лесной домик, в котором жена прошлым летом в обществе сынишки пыталась писать диссертацию о казнях средневековых «ведьм». Муж (Уиллем Дефо), похожий на хмурого Дэвида Боуи, пытается силой своего разума одолеть фобии жены. Он всеми силами старается спасти любимую жену, не понимая, что борется он с ветряными мельницами и что в лесу Эдем его личный упорядоченный космос столкнулся с вселенским хаосом. В этом адском лесу ежедневно гибнут тысячи детей - это дети дуба, жёлуди, падающие на крышу домика. Герой начинает догадываться, что и его ребёнок погиб не случайно, а не иначе, как по дьявольскому промыслу, и тогда адская природа в лице главной героини нападает на героя, бьёт его поленом по животворящему детородному органу, а затем пробивает в ноге дыру и привинчивает тяжёлую деталь какого-то станка. Развязка: под сводами сатанинского храма, у престола Антихриста собираются человек (женщина), огнегривый лис, исполненный очей олень и ворон небесный с незабываемым взором. Мужественный герой, напоминающий под конец уже не Дэвида Боуи, а Терминатора, вырывает железку из ноги и убивает одержимую жену. Но когда он, хромая, выходит из леса - на опушке его встречает сонм безликих женщин.
В конце фильма надпись на экране сообщает, что фильм посвящён Андрею Тарковскому. Голос зрителя в кинозале: надо посмотреть в яндексе, что это за чувак.
Напомним читателю, о чём заявлял Ларс фон Триер в манифесте «Догма-95»:
Из перечисленных пунктов в «Антихристе» соблюдается, пожалуй, только седьмой - про запрет других эпох и стран. А вот в преамбуле манифеста можно обнаружить кое-что, сохранённое фон Триером до наших дней: «Дисциплина — вот наш ответ; надо одеть наши фильмы в униформу, потому что индивидуальный фильм — фильм упадочный по определению! … «Догма 95» выступает против индивидуального фильма, выдвигая набор неоспоримых правил…». Режиссёра по-прежнему не интересуют конкретные люди – персонажи его фильмов; все его герои - лишь марионетки, призванные продемонстрировать авторские концепты. Никакой лирики. Самый факультативный и произвольный компонент его фильма &‐ главные (и единственные) герои. Их могло бы быть не двое, а четверо, героиня могла бы быть не худенькой шатенкой, а полной блондинкой, герой – не серьёзным психотерапевтом, а весёлым физиком – посредством других героев можно было бы ничуть не хуже воплотить те же библейские мотивы, голливудский хоррор и членовредительский эпатаж. Автор откровенно манипулирует зрителем, бьёт по больным местам, талантливо и расчётливо вбивая в уши и глаза зрителей свои маниакальные теории.
___
Источник: Виталий Серов, специально для ВШРиС