ВВЕДЕНИЕ
Кино родилось и развивается на базе известных научно–технических открытий. Следовательно, кино нашло свое выражение в единстве искусства и научно–технических достижений с одной стороны и в единстве изобразительных и звуковых средств с другой. Эти единства основаны на глубоких внутренних связях, и каждая составляющая не просто дополняет, а во много крат усиливает эффект, делая создаваемые звуко–зрительные образы более жизненными, а кино высоко художественным.
Звуковое решение в кино возникло на границе двух характерных областей человеческой деятельности искусства и техники. Это приводит к тому, что одни и те же явления рассматриваются с разных сторон. Инженеры интересуются физикой звуковых процессов, а музыканты только их результатами. Инженеры оценивают явления по объективным данным, а музыканты по субъективным. Такое различие в подходах должно быть устранено профессией звукорежиссера.Область знания, связанная с деятельностью звукорежиссера, – это результат синтеза творческих идей и технических средств.Все сказанное определяет общие черты предлагаемого учебного курса. В нем должны найти отражение вопросы творческого и технического характера.
Введение в курс:
Сущность музыки. Её философия и эстетическая ценность.
Тема 1
Роль звука в кино. Использование музыки в немом кино (тапер, ансамбль, оркестр, певцы). Значение эмоциональной музыки в немом кино, в которой были заложены все основные элементы функций музыки в звуковом кино.
Тема 2
Роль звукорежиссера в современном кино и телефильмах. Творческая работа звукорежиссера и режиссера в процессе написания экспликации. Проблемы в работе звукорежиссера на съемочной площадке в процессе производства фильма.
Тема 3
Экспликация звукового решения кино и телефильма. Совместная творческая работа звукорежиссера и кинорежиссера.
Тема 4
Особенности речевого звучания в кино. Работа над речевыми фонограммами в кино и телефильме: диалог; монолог; дикторский текст; массовые сцены. Ритмическое построение речевых фонограмм.
Тема 5
Функция музыки в кино и телефильме. Эмоциональное значение музыки. Музыкальная характеристика характеров героев, места и времени действия. Внутрикадровая и закадровая музыка.
Создание музыкального образа. Песня в фильме. Значение национального музыкального колорита. (Кустурица – «Время цыган» - Разбор муз. Составляющей, Спилберг – "Список Шиндлера")
Тема 6
Функция шумов в кино и телефильмах. Многообразие шумов в природе. Отбор шумов. Создание эмоционального настроения шумовым оформлением эпизодов и фильма в целом. Шумы мотивированные и немотивированные. Шумы природные и искусственно созданные. Полифония шумового решения фильма. Ритмическое построение шумовой фонограммы.
Тема 7
Контрапункт изображения и звука – неотъемлемое правило при создании высокохудожественного фильма. «Кинематограф органической слиянности звука и изображения, как соизмеримых и равнозначных элементов, выстраивающих фильм в целом» (С.М. Эйзенштейн).
Тема 8
Синхронная запись актерских сцен. Особенности записи музыки и шумов в павильоне и на натуре. Последующее озвучание.
Тема 9
Монтаж фонограммы. Звуковая экспликация – основа звуковой партитуры фильма. Работа и последующее сведение речевых фонограмм, музыкальных фонограмм, шумовых фонограмм. Перезапись фильма как творческий процесс, от которого в итоге зависит окончательный художественный результат.
Тема 10
Процессы передачи и записи звука. Акустические характеристики. Натуральные и искусственные источники звука. Системы записи звука в кино. Их характеристика.
Тема 11
Микрофоны. Типы, характеристики. Выбор микрофонов для записи речи, музыки, шумов в кино. Частотный и динамический диапазоны звука.
Реверберация и её применение. Аппаратура и методы обработки звуковых сигналов. Стереофония, Dolby-системы и их выбор.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО КУРСУ
1. Запись диктора в павильоне для уже смонтированного этюда (небольшого фильма) и практическая раскладка записанного текста. Сведение изображения и дикторского текста (на компьютере).
2. Подбор музыки (3–4 фрагмента) для отснятого этюда, последующее сведение этих музыкальных фонограмм и наложение на изображение (компьютерное).
3. Проделать практическую работу № 2 с разными музыкальными фонограммами разного по характеру звучания и дать оценку эксперименту. Что при этом меняется в восприятии одного и того же изображения?
4. Подбор шумов к снятому этюду, их монтаж (компьютерный) и конечная перезапись.