Skip to Content

ПАРА СЛОВ О КОМПОЗИЦИИ

31/07/2020

В современном мире снимать кино может каждый. Для этого достаточно просто иметь под рукой телефон и капельку желания.

Делать это эстетично — вот это уже другой вопрос.

Высшая школа режиссеров и сценаристов решила отметить 9 основных правил композиции, которые помогут вам сделать кадр чуточку лучше.

 

 

 

1. Правило ровного горизонта

Возможно, вам доводилось слышать такую фразу: «горизонт завален». Сейчас её используют довольно часто и даже те, кто понятия не имеет, о чем речь.

(Горизонт, ты пьян. Иди домой)

 

Что это значит?

«Заваленным» горизонтом называют тот, что не параллелен верхнему и нижнему краю фотографии.

— Но я же снимаю только в квартире! — резонно заметит внимательный читатель и тут мы сразу сделаем ремарку: «правило ровного горизонта» не про горизонт, а про линии в кадре.

Это может быть стол, пол, потолок, объекты сзади и многое другое. И (!) эти линии не обязательно должны быть только горизонтальными. Кадр становится более гармоничным, если в нем есть этот «порядок». На него становится приятнее смотреть.

(Основные горизонтальные и вертикальные линии в кадре параллельны краям в кадре)

 

2. Золотое сечение

Итак, «золотое сечение» или «правило третей» или «божественное сечение». Сама природа в устройстве всего живого использует это правило.

(Да Винчи знал)

 

В чем оно заключается? Вообще говорить об этом очень много и долго, поэтому мы сконцентрируемся только на операторской части.

Если разделить экран условно на три равные вертикальные части и три горизонтальные, то места пересечений этих линий — это объект повышенного внимания. «Точки силы». Человеческий взгляд лучше концентрируется именно на этих точках. На правой верхней — особенно.

Поэтому, для пущей красоты рекомендуется располагать важные объекты именно в этом месте кадра. Это — опять же — упрощает восприятие вашего зрителя и делает картинку более понятной и приятной.

(Магия. Не правда ли?)

 

3. Ритм

Многие люди любят повторения. Это внушает ощущения покоя и стабильности. Ритм в изображении: это повторяющиеся или похожие объекты на равном расстоянии друг от друга. Они создают гармонию и смотреть на это очень приятно (как ни странно).

 

4. Баланс и симметрия

Самый простой способ сделать кадр удачным — сделать его симметричным. И необязательно, чтобы левая часть повторяла правую: нужно хотя бы просто «уравновесить» изображение, добавив похожий по объему объект на другой край кадра.

(Кубрик любил симметрию (к/ф «2001: Космическая одиссея»)

 

(Голову Брюса Уиллиса уравновешивают номерные знаки (к/ф «Криминальное чтиво»)

 

5. Не режь суставы

Это правило пришло из фотографии, и зовется «правилом кадрирования человека». Суть простая: нельзя резать по суставам.

Крупные планы зачастую предполагают, что человека придется «обрезать». Но и это не стоит делать бездумно. Важно смотреть, чтобы края кадра не попадали на суставы: это выглядит некрасиво и неэстетично.

(Правильное кадрирование)

 

(Неправильное кадрирование «по суставам»)

 

6. Пространство в кадре

При компоновке кадра принято оставлять больше пространства перед лицом героя и меньше — за его спиной. Так же, важно оставить больше пространства над головой. Тогда кадр «дышит» и герой ощущает себя свободнее.

(Хорошо же?)

 

(А вот тут похуже)

 

7. Ведущие линии

Мы следим за линиями. Ведущие линии обычно представляют собой воображаемые линии, которые переходят от одного объекта к другому, чтобы привлечь наше внимание от основного объекта фокусировки к второстепенному. Этакая композиционная стрелка, указывающая на нужный объект.

(Перила и дорога ведут наш взгляд (к/ф «Бегущий по лезвию»)

 

8. Рамочная композция

Кадр по-сути уже является рамкой. Но можно в кадре выделить объекты (и сделать их более эффектными и значимыми), поместив в еще один «кадр». Это может быть что угодно: дверной проем, арка, окно или задний фон, создающий полотно. Это добавляет акценты и — опять же — делает изображение более привлекательным.

(Иисус на «Тайной вечере» да Винчи находится в «рамке» из окна)

 

(Рамку может создавать окружение)

 

9. Нарушай

Все эти правила не являются жесткими законами. Они помогают создать выразительность и красоту, но следовать им вслепую не стоит.

Например, Стэнли Кубрик, оставил правило трети и заменил его на навязчивую приверженность центральному обрамлению и симметрии, давая нам невероятно мощные образы, которые изображают порядок настолько совершенным, что он становится несколько угрожающим.

(Брр! (к/ф «Сияние»)

 

Почерком Найта Шьямалана стали тесные, неуютные крупные планы, которые создают дискомфорт на подсознательном уровне.

(Неуютно. Тесно. Помогите. (сериал «Дом с прислугой)

 

Расстояние от лица героя — «открывает» его. Хотите показать в кадре закрытость и отчужденность — поверните персонажа «в угол».

(Кто смотрел, тот понял (к/ф «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»)

 

Угол кадра так же «прячет» и добавляет оттенок тайны, загадочности.

(О боже мой, кто же это?! (к/ф «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»)

 

Заваленный горизонт создает ощущения беспокойства и безумия.

(Психи, одним словом (к/ф «12 обезьян)

 

В общем, подводя итог, мы советуем вам выучить все правила и нарушать их осознано. Чтобы придумывать новые слова, стоит для начала выучить язык.

КИНОязык, в нашем случае.