Прав был Станиславский

Роль согласных в сценическом слове

"Станиславский сравнивал гласные звуки с рекой, а согласные с берегами. Если берега болотистые, топкие, то река теряет четкость очертаний. Так и со сценическим словом. При вялых, приблизительных согласных оно воспринимается зрителем как неопределенная, размытая масса, которую очень трудно или даже невозможно разобрать и понять. Особенно часто теряет свою четкость речь малоопытных исполнителей. Желая добиться хорошей слышимости, они начинают говорить громче, а о четкости и «полётности» согласных звуков не заботятся. И получается совсем не тот результат, которого они хотели достичь. Вялые согласные «тонут», «захлебываются» в голосовом потоке - «река» заливает «берега», - и многое из произносимого со сцены текста не доходит до зрителя. Станиславский считал, что именно согласные делают слово «дальнобойным», отчетливо слышным в последних рядах партера.
Обширные исследования более позднего времени показали, насколько прав был Станиславский, отводя согласным исключительную роль в сценическом слове. Установлено, что гласные вообще имеют меньшее значение для понимания речи, чем согласные, которые являются ключевыми звуками. Группы согласных мскв, лнгрд позволяют легко опознать слова «Москва», «Ленинград», тогда как группы гласных оа, еиа ни о чем не говорят".

Галина Васильевна Комякова
"Слово в драматическом театре и риторике"

 

Назад