Вспоминая дебют

Кинорежиссер и мастер курса режиссуры игрового кино Юрий Фетинг рассказал о том, как снимал свой дебютный полнометражный фильм.

Вчера на большом экране кинотеатра "Ленфильм" состоялся показ картины Юрия Фетинга и Андрея Кравчука "Рождественская мистерия". После показа создатели фильма рассказали о сложностях дебюта и процессе работы над картиной. В дискуссии приняли участие актеры Андрей Шимко и Сергей Барковский, художник Виктор Дроздов и режиссер, педагог Высшей школы режиссеров и сценаристов Юрий Фетинг.

Юрий Фетинг о том, как появился фильм "Рождественская мистерия":
"Мы с моим другом, режиссером Андреем Кравчуком услышали, что на "Ленфильме" возникла идея снять цикл святочных историй. Мы, тогда еще молодые кинематографисты, написали свои заявки. Все наши сценарии были отложены в дальний ящик и, как мы думали, забыты навсегда. Вдруг появился некий бизнесмен Игорь Лаврик и сказал, что хочет снять фильм. Он перерыл весь портфель "Ленфильма" и выловил оттуда наш проект (на тот момент сценарий был короткометражный). Лаврик сказал, что мы немедленно запускаемся с большим кино. Мы с Андреем за 2 недели переписали сценарий. Игорь Лаврик поставил на каждом листе сценария свою печать и сказал, что если что-то переделаем - то расторгнет с нами контракт."

Выбор натуры
В 99 году снега в Петербурге не было вообще. А для рождественской истории необходима была зимняя натура. В поисках сугробов съемочная группа отправилась на Валдай. Художник фильма Виктор Дроздов молился, чтобы там был снег. И снег пошел.

Юрий Фетинг: "Мы нашли какую-то абсолютную сказку, мы в нее вдруг въехали. Это настолько нас потрясло, что я закричал - "Надо немедленно снимать, сейчас все рассыпется!". И как ни странно, пока мы снимали, весь этот снег держался, и только в последний съемочный день, когда мы закончили - все начало таять и обсыпаться."

Италию снимали в Выборге 
Художники-постановщики говорят, что всю Европу можно снять в Петербурге и в его окрестностях. Очень много отснятых кадров не вошло в финальный монтаж, что обычно и бывает в кино. Кадры с монашками, мальчишки на велосипедах, брусчатка, залитая солнцем... Для сути фильма они бывают и не нужны, но все-таки это обидно для художника. Когда был показ в Москве, один известный режиссер спросил - "Вы были в Италии, почему вы её так мало сняли?"

Кастинг и трудности дебюта
Актеры Сергей Барковский и Андрей Шимко играли близнецов. Хотя если поставить их рядом, даже в то время, назвать их близнецами будет сложно. Но когда на актеров надели бороды и шапки - все встало на свои места.

Как же дебютантам удалось получить Абдулова?
Юрий Фетинг: "Нашему фильму с нашим бюджетом, взять таких звезд, как Абдулов - было бы убийственно, его гонорар мог бы стать бюджетом всего фильма. Поэтому Абдулов снимался бесплатно. И Шакуров тоже. Нам даже пришлось от некоторых вещей отказаться, потому что мог быть перебор по звездам в картине. Игорь Лаврик предлагал на роль одного из деревенских жителей своего друга, хоккеиста Павла Буре."

Минский кран
Операторского 25-метрового крана на момент съемок не нашлось ни в Петербурге, ни в Москве. На помощь пришли белорусские коллеги - технику везли на Валдай прямо из Минска. Чтобы надежно установить кран, пришлось долбить промерзшую землю. Таким сложным путем в фильме появились красивейшие пролеты над деревней Семибалкой и над заснеженными полями Валдая.

О сотворчестве двух режиссеров на площадке актеры рассказывают так:
"Андрей Кравчук подходил и подсыпал снег на шапки, а после этого подходил Юра Фетинг и убирал. В этом и была гармония."

Слева направо: актер Андрей Шимко, режиссер Юрий Фетинг, скульптор Наталья Феофилова, художник-постановщик Виктор Дроздов и актер Сергей Барковский.

Слева направо: актер Андрей Шимко, режиссер Юрий Фетинг, скульптор Наталья Феофилова, художник-постановщик Виктор Дроздов и актер Сергей Барковский
Назад