Воспоминания остались, и они удивительны

Приз за победу на Международном конкурсе социальных видеороликов «Минута для будущего» - поездка на Байкал, которую получила выпускница сценарной мастерской Высшей школы режиссеров и сценаристов Юлия Трефилова (гр. С-8).

Высшая школа режиссеров и сценаристов ВШРиС

"Для того, кто ни разу не походник, предложение поехать в экспедицию на Байкал должно было звучать как «не влезай-убьет». Но, видимо, я услышала только «Байкал» и радостно согласилась. Не с того начала, да? Вернусь к началу. К тому самому, когда Марианна Бергман позвала меня сниматься в своем социальном ролике. Как вы понимаете, я согласилась. Прошло время, и выяснилось, что мое участие в проекте не смогло его испортить, и ролик занял первое место в конкурсе «Минута для будущего» в номинации «Экология души», а я внезапно оказалась единственной, кто смог полететь в Иркутск и принять участие в экспедиции, которая и была подарком победителям.

Я бодро собралась и уже в аэропорту узнала от организаторов, что, оказывается, на Байкале холодно, а потому участникам необходимо иметь при себе термобелье, шапку, вкладыш в спальник и бог знает что еще, и это все явно не входило в мой багаж. Наверное, надо было сразу догадаться, что безупречного маникюра и шарфика в тон будет недостаточно для жизни в Сибири. Вероятно, я еще могла вернуться, но жажда приключений и круглая сумма, выложенная за билет, влекли меня вперед. Когда на месте сбора я увидела компанию из трех человек с туристскими рюкзаками в мощных ботинках, я поняла, что попала не по адресу, но было уже поздно.

Нас отвезли в поселок Большое Голоустное, откуда на следующий день мы двинулись в первый поход. Наш экскурсовод Андрей (он же предводитель нашей стихийной стаи) за завтраком спокойно рассказывал нам про медведей, которые частенько встречаются в этих местах. Ничего особенного, правда? Просто маленькая группка людей в глухих местах без связи, но с медведями. Можно шуметь, чтобы отпугнуть потенциальных мохнатых друзей, но мы (не я!) решили, что будет здорово идти тихонечко, чтобы увидеть какое-нибудь зверье. «Идти»… По факту наш экскурсовод на полной скорости убегал вперед, и, если ты не бежал с ним в одном темпе, ты безнадежно отставал и оставался на корм медведю (это я).

Высшая школа режиссеров и сценаристов ВШРиС

Первая остановка – озеро Сухое. Это была еще одна подстава: озера никакого не было. Озером эта поляна становится раз в четыре года, а учитывая степень моей везучести, я попала в не сезон. Зато вода из ручья оказалась безумно вкусной. А дальше началась настоящая гонка: влажная земля, корни деревьев, узкая тропка, крутой подъем. Когда мы завершили восхождение и мои разноцветные круги перед глазами растаяли, а сердце из головы вернулось обратно в грудную клетку, перед нами открылся удивительный вид: сопки в тумане и впереди – Байкал! Красота невероятная! Правда, был риск улететь со скал, и мои скользкие кроссовки готовы были мне в этом помочь. Но и это испытание я выдержала. Как и нашествие лосиных мух.

После не менее крутого спуска и вывиха обоих голеностопов мы спустились к берегу Байкала. Такого огромного пространства чистой воды я, пожалуй, нигде не видела. Достав из головы последних мух, мы двинулись в деревню по узкой береговой тропке, наблюдая Байкал под лучами солнца и даже радугу.

Следующий день обещал быть весьма заманчивым: всего-навсего надо было встать в пять утра и пойти фотографировать окрестности, для чего необходимо было перейти небольшую речку вброд. Поскольку в этот день пошел снег, а мои кроссовки окончательно заделались предателями и стали промокать, путешествие по воде я решила пропустить и заменить двумя часами сна, о чем совершенно не жалею (основано на отзывах других участников похода).

Днем нас повезли на «буханке» в поселок Бугульдейка. «Буханка» - единственно возможный вид транспорта в этих местах. Дорога была необычайно красива: снежная сентябрьская метель сменилась красивыми зимними пейзажами. А в Иркутске в местном супермаркете мне удалось купить невероятно страшные зимние боты и дурацкую шапку. И я познала истинное счастье.

В Бугульдейке нас ждал уютный двухэтажный домик с отдельными комнатами. Вид из окон открывался потрясающий: огромные скалы и речка среди деревенских домиков. По утрам мимо прогоняли табуны баранов. Колоритненько, знаете ли. А по вечерам и вовсе казалось, что ты попал в гоголевскую Диканьку и пора искать черевички. Или черта. Или пампушки. С последним, кстати, повезло.

Но настоящее потрясение меня ждало на следующий день, когда мы отправились на скалу Саган Заба. Нашим глазам предстала белая огромная стена с древними петроглифами, изображающими людей и птиц. Я нашла на берегу белую кость с красивыми дырочками и решила, что она магическая. К концу дня мой рюкзак заполнился не менее магическими камнями, и шагать стало не так легко и приятно. Но все изменилось, когда из окна машины я увидела… рыжики! Много рыжиков. Водитель устал от моих воплей и разрешил организовать экспресс-сбор грибов. Так что ужинали мы жареными рыжиками (блюдом номер один из моего грибного списка), а завтракали солеными рыжиками (блюдом номер один по версии нашего гида Андрея).

Следующим утром мы отправились вглубь поселка фотографировать брошенные дома. Впечатление осталось на редкость тоскливое: как и везде, наверное, люди бегут из деревень, бросая крепкие еще избы… Кто-то когда-то с любовью делал резные наличники, собирал большие печи, а теперь эти дома стоят, зияя разбитыми стеклами и зарастая травой. Неправ был Ярошенко: не всюду жизнь….

Зато мраморный карьер, который мы посетили после обеда, порадовал больше. Девятиметровые стены из чистого мрамора – почти дворец под открытым небом! И удивительный вид на Байкал с высоты…

Но самое большое впечатление на меня произвели Тажеранские степи, похожие на поверхность другой планеты, с причудливыми камнями-останцами. Эти степи древнее, чем Байкал. Древнее и словно мудрее. Была бы возможность, осталась бы там на целый день…

Последние сутки мы провели в гостевом доме. Это был специальный подарок организаторов. У меня было ощущение, что я попала в рай или сплю: уютнейший деревянный дом с мягкой постелью, душем, туалетом и столовой. Что поделать, я дитя цивилизации. И поклонница восьмичасового сна.

Конечно, одной недели мало. На Байкале огромное количество удивительных мест, и посетить их все за один раз нереально… И организовать свое путешествие хлопотно и затратно: транспорт, проживание, гид, маршрут, питание… Нам сделали удивительный подарок, и я безумно благодарна организаторам, а также Киношколе и, конечно, Марианне. Я ни разу не походник, и больше не решусь на такую авантюру своими силами, но это была очень крутая неделя, полная преодолений и настоящих открытий! Вывихнутые ноги зажили, руки согрелись, а воспоминания остались, и они удивительны.

Р. S. Кстати, конкурс обещают сделать ежегодным..."