Skip to Content

Воспоминания остались, и они удивительны

Интереснейший рассказ выпускницы сценарной мастерской Высшей школы режиссеров и сценаристов Юлии Трефиловой (гр. С-8) о поездке на Байкал!

Напоминаем, что эта поездка стала призом за победу на Международном конкурсе видеороликов «Минута для будущего». Ранее мы писали об этом.

"Для того, кто ни разу не походник, предложение поехать в экспедицию на Байкал должно было звучать как «не влезай-убьет». Но, видимо, я услышала только «Байкал» и радостно согласилась. Не с того начала, да? Вернусь к началу. К тому самому, когда Марианна Бергман позвала меня сниматься в своем социальном ролике. Как вы понимаете, я согласилась. Прошло время, и выяснилось, что мое участие в проекте не смогло его испортить, и ролик занял первое место в конкурсе «Минута для будущего» в номинации «Экология души», а я внезапно оказалась единственной, кто смог полететь в Иркутск и принять участие в экспедиции, которая и была подарком победителям.

Я бодро собралась и уже в аэропорту узнала от организаторов, что, оказывается, на Байкале холодно, а потому участникам необходимо иметь при себе термобелье, шапку, вкладыш в спальник и бог знает что еще, и это все явно не входило в мой багаж. Наверное, надо было сразу догадаться, что безупречного маникюра и шарфика в тон будет недостаточно для жизни в Сибири. Вероятно, я еще могла вернуться, но жажда приключений и круглая сумма, выложенная за билет, влекли меня вперед. Когда на месте сбора я увидела компанию из трех человек с туристскими рюкзаками в мощных ботинках, я поняла, что попала не по адресу, но было уже поздно.

Нас отвезли в поселок Большое Голоустное, откуда на следующий день мы двинулись в первый поход. Наш экскурсовод Андрей (он же предводитель нашей стихийной стаи) за завтраком спокойно рассказывал нам про медведей, которые частенько встречаются в этих местах. Ничего особенного, правда? Просто маленькая группка людей в глухих местах без связи, но с медведями. Можно шуметь, чтобы отпугнуть потенциальных мохнатых друзей, но мы (не я!) решили, что будет здорово идти тихонечко, чтобы увидеть какое-нибудь зверье. «Идти»… По факту наш экскурсовод на полной скорости убегал вперед, и, если ты не бежал с ним в одном темпе, ты безнадежно отставал и оставался на корм медведю (это я).

Первая остановка – озеро Сухое. Это была еще одна подстава: озера никакого не было. Озером эта поляна становится раз в четыре года, а учитывая степень моей везучести, я попала в не сезон. Зато вода из ручья оказалась безумно вкусной. А дальше началась настоящая гонка: влажная земля, корни деревьев, узкая тропка, крутой подъем. Когда мы завершили восхождение и мои разноцветные круги перед глазами растаяли, а сердце из головы вернулось обратно в грудную клетку, перед нами открылся удивительный вид: сопки в тумане и впереди – Байкал! Красота невероятная! Правда, был риск улететь со скал, и мои скользкие кроссовки готовы были мне в этом помочь. Но и это испытание я выдержала. Как и нашествие лосиных мух.

После не менее крутого спуска и вывиха обоих голеностопов мы спустились к берегу Байкала. Такого огромного пространства чистой воды я, пожалуй, нигде не видела. Достав из головы последних мух, мы двинулись в деревню по узкой береговой тропке, наблюдая Байкал под лучами солнца и даже радугу.

Следующий день обещал быть весьма заманчивым: всего-навсего надо было встать в пять утра и пойти фотографировать окрестности, для чего необходимо было перейти небольшую речку вброд. Поскольку в этот день пошел снег, а мои кроссовки окончательно заделались предателями и стали промокать, путешествие по воде я решила пропустить и заменить двумя часами сна, о чем совершенно не жалею (основано на отзывах других участников похода).

Днем нас повезли на «буханке» в поселок Бугульдейка. «Буханка» - единственно возможный вид транспорта в этих местах. Дорога была необычайно красива: снежная сентябрьская метель сменилась красивыми зимними пейзажами. А в Иркутске в местном супермаркете мне удалось купить невероятно страшные зимние боты и дурацкую шапку. И я познала истинное счастье.

В Бугульдейке нас ждал уютный двухэтажный домик с отдельными комнатами. Вид из окон открывался потрясающий: огромные скалы и речка среди деревенских домиков. По утрам мимо прогоняли табуны баранов. Колоритненько, знаете ли. А по вечерам и вовсе казалось, что ты попал в гоголевскую Диканьку и пора искать черевички. Или черта. Или пампушки. С последним, кстати, повезло.

Но настоящее потрясение меня ждало на следующий день, когда мы отправились на скалу Саган Заба. Нашим глазам предстала белая огромная стена с древними петроглифами, изображающими людей и птиц. Я нашла на берегу белую кость с красивыми дырочками и решила, что она магическая. К концу дня мой рюкзак заполнился не менее магическими камнями, и шагать стало не так легко и приятно. Но все изменилось, когда из окна машины я увидела… рыжики! Много рыжиков. Водитель устал от моих воплей и разрешил организовать экспресс-сбор грибов. Так что ужинали мы жареными рыжиками (блюдом номер один из моего грибного списка), а завтракали солеными рыжиками (блюдом номер один по версии нашего гида Андрея).

Следующим утром мы отправились вглубь поселка фотографировать брошенные дома. Впечатление осталось на редкость тоскливое: как и везде, наверное, люди бегут из деревень, бросая крепкие еще избы… Кто-то когда-то с любовью делал резные наличники, собирал большие печи, а теперь эти дома стоят, зияя разбитыми стеклами и зарастая травой. Неправ был Ярошенко: не всюду жизнь….

Зато мраморный карьер, который мы посетили после обеда, порадовал больше. Девятиметровые стены из чистого мрамора – почти дворец под открытым небом! И удивительный вид на Байкал с высоты…

Но самое большое впечатление на меня произвели Тажеранские степи, похожие на поверхность другой планеты, с причудливыми камнями-останцами. Эти степи древнее, чем Байкал. Древнее и словно мудрее. Была бы возможность, осталась бы там на целый день…

Последние сутки мы провели в гостевом доме. Это был специальный подарок организаторов. У меня было ощущение, что я попала в рай или сплю: уютнейший деревянный дом с мягкой постелью, душем, туалетом и столовой. Что поделать, я дитя цивилизации. И поклонница восьмичасового сна.

Конечно, одной недели мало. На Байкале огромное количество удивительных мест, и посетить их все за один раз нереально… И организовать свое путешествие хлопотно и затратно: транспорт, проживание, гид, маршрут, питание… Нам сделали удивительный подарок, и я безумно благодарна организаторам, а также Киношколе и, конечно, Марианне. Я ни разу не походник, и больше не решусь на такую авантюру своими силами, но это была очень крутая неделя, полная преодолений и настоящих открытий! Вывихнутые ноги зажили, руки согрелись, а воспоминания остались, и они удивительны.

Р. S. Кстати, конкурс обещают сделать ежегодным..."