Категории композиции. Категории цвета

Эдуард Кочергин - выдающийся театральный художник, профессор кафедры сценографии и сценического костюма Российского государственного института сценических искусств. В своей книге "Категории композиции. Категории цвета" он приводит практические исследования, которые помогут постичь главные категории композиции и колористики не только сценографам, но и операторам, фотографам, ищущим гармоничный и выразительный кадр. 

ПРО КОМПОЗИЦИЮ
Композиция считается верной, абсолютно уравновешенной, если ни одна её часть не может быть изъята без ущерба для целого, сами части не могут меняться без ущерба для целого, ни один новый элемент не может быть присоединён без ущерба для целого.
Для того чтобы создать абсолютно уравновешенную, гармоничную композицию, необходимо учитывать психологию восприятия и "физику смотрения" - то, как человеку свойственно рассматривать произведение искусства.

ФИЗИКА СМОТРЕНИЯ
Человеческий глаз устроен так, что ему естественнее рассматривать картину, изображение, объект слева направо, чем наоборот. Посмотрите на любую картину, изображение, фотографию непроизвольно, никак не "настраивая" глаз. Вы заметите, что начинаете смотреть с левой стороны, после чего взгляд проникает в картинную плоскость, двигается слева направо по часовой стрелке. Глаз совершает некое круговое движение, чтобы нормально рассмотреть картину.

ГРАВИТАЦИЯ
На построение композиции влияют и физические законы земного притяжения - гравитация. 
Гравитация - всемирное тяготение, свойство материи, выражается во взаимном притяжении тел.
Благодаря гравитации возникает понятие нижнего края композиции. Нижняя часть классически выстроенной композиции (от горизонтальной оси - вниз) всегда плотнее, тяжелее, "остойчивее" верхней половины (от горизонтальной оси вверх).
Нижняя часть зрительно воспринимаемой модели требует большего веса (тяжелое основание связано с устойчивостью).

РИТМ - последовательное чередование приведенных в порядок больших и малых форм. 
Гармонично организованный ритм - главный закон композиции (В. Кандинский).
Различают вертикальный, горизонтальный и плечевой (вертикальный и горизонтальный вместе) ритмы.

МАСШТАБ - соотношение размера элементов композиции друг с другом.
Категория масштаба всегда использовалась для воздействия на человеческую психику. В качестве примеров можно назвать пирамиды Древнего Египта, храмовую архитектуру готики, огромные кабинеты вождей, попав в которые человек ощущал себя "букашкой".

ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ 3 ОСНОВНЫХ ЦВЕТОВ
Красный - мужское, господствующее начало, царственное. "Он всегда сильный, горящий - цвет огня и крови. Красный - возбуждающий, весёлый, злой." (И. В. Гёте)
Синий - кроткое, тихое, осмысленное. Тёмное синее не оказывает сопротивления. Это ощущение холода, льда, моря, лунного света. Синий цвет погружает человека в глубокое раздумье о всех вещах, не имеющих конца.
Желтый - олицетворение мудрости неба. Божественный - близкий к золоту. Также означает всё острое, резкое, нападающее - взрыв, агрессию, безумие.

 

Назад