КИНОНАБЛЮДЕНИЕ

Валерий Зиновьев

Актёры – настоящие коллекционеры жизненного  опыта... И  наблюдение, во всем своем многообразии, важная часть этого опыта. С первых дней обучения студенту, будущему актёру, предлагается наблюдать за собой, за окружающими, за жизнью. Разновидностей этого упражнения очень много: наблюдения за животным миром (аквариум, птичий двор, зоопарк, насекомые, растения, бактерии-инфузории.и  т. д.).
 
 
 
 
 
 
Все виды наблюдений можно условно разделить на три раздела:
  • наблюдение  за  собой (все  органы  чувств, мысли, эмоции);
  • наблюдение за  природой (от бактерий и вымерших животных, которых сегодня так убедительно оживляют на экране, до явлений природы);
  • наблюдение за всем, что сделано человеком. В первую очередь – это произведения искусства: музыкальные наблюдения, цирк, ТВ-программы и, конечно, кинонаблюдения.
 
Из последнего упражнения в школе З.Я. Корогодского родилось (как минимум) два спектакля - «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте...» в ленинградском ТЮЗе (жанр-  мультфильм). И « Телекалейдоскоп» в Театре Поколений – наблюдения за разными жанрами в кино.
 
Музыканты, живописцы, скульпторы учились и учатся на творениях своих  предшественников -  музыканты проигрывают этюды, пьесы и другие музыкальные произведения, художники срисовывают полотна. Скульпторы делают копии уже созданных скульптур...
 
Так почему в актёрской профессии так мало уделяется внимания анализу и присвоению себе (тренировке) оценок, приспособлений, мизансцен, речи – всему существованию актера в уже снятых фильмах?!
 
Возможно, это идет из театрального искусства. Играя одну и ту же пьесу, положим  Шекспира, актеры разных  трупп скажут: «А мы это делаем по-другому!». Или: «А у нас другая трактовка!».. Или, в лучшем случае: «Ну, это неплохо...Да, это интересно, но мое видение совсем другое...».
 
Такое противопоставление в театральной актёрской среде – распространённое явление.  Зачем? Да, общеизвестно, что у творческой личности эго обнажено до болезненности, но ведь зачастую это только вредит профессии.
 
Как бы то ни было – наблюдение за игрой актёров в кино – мощное и полезное упражнение для актёрской практики. Здесь надо понимать, что речь не идет о том, чтобы заниматься этим всю профессиональную жизнь. Но в начале постижения профессии… Да! Несомненно!
 
Музыканты, прежде чем взяться за Баха, Бетховена, Рахманинова, Чайковского, играют этюды Черни - тренируют руку. Кинонаблюдение –примерно то же самое.
 
Мой Учитель - З.Я. Корогодский говорил: «Почему то существует заблуждение, что балетному артисту нужен станок (без этого он не совершит пируэт), музыканту нужно знать ноты для того, чтобы сыграть хотя бы «Светит месяц, светит ясный...». И только для актёрской профессии ничего «особенного» не нужно: текст выучи и иди - играй!».
 
Но это не так! В актёрском ремесле тоже нужны знания, умения, навыки, нужны станки и ноты. «Тренинг и муштра» - заповедано Константином Сергеевичем Станиславским. И свои «ноты»- ноты оценок, приспособлений, вторых реплик, сквозного действия, темпо-ритма, голосовых обертонов, характерных особенностей и так далее по списку в восьми  томах Константина Сергеевича. А эти «ноты» легче всего понять (т. е. почувствовать), присваивая себе уже сыгранное мастерами или просто талантливыми людьми в профессии.
 
Очень важно уважительно, с пиететом отнестись к процессу присвоения игры других людей, к их авторству актерскому и режиссерскому.
Точно так же, как мы пытаемся разгадать и присвоить себе для  живого, сквозного , разнообразного существования ТЕКСТ и  РЕМАРКИ Чехова, Шекспира, Островского, Володина...
 
Теперь о том, как работать над кинонаблюдением. Что мы  делаем:
  1. Смотрим отрывок. Выписываем текст диалога или монолога (или находим в интернете);
  2. Разбираем так же, как мы работаем над ролью в пьесе или сценарии: что, зачем, почему, когда, факты, повороты (см. статью  «Оглавление ролевой тетради»);
  3. Проигрываем отрывок сами этюдно;
  4. Ощущаем дефицит в существовании – смотрим, как это сыграли Они;
  5. Озвучиваем отрывок.
  6. Повторяем в их оценках, приспособлениях, мизансценах.
Вот, примерно, так... Это можно расписать подробнее. Еще страниц на 20-30. Но я не склонен «поверять алгеброй гармонию», потому как в нашем деле многое, почти все передается в живом общении – от сердца к сердцу...
 
Необязательный P.S. Не очень понимаю людей, которые заявляют: «Это МОЯ авторская программа!» Неужели вы действительно так думаете?..Может быть просто спросить себя: а откуда  взялись все «мои» знания?...
 
 
Валерий Зиновьев, Анастасия Бар, специально для ВШРиС (2013-05-24)
Назад