Уж сколько раз твердили миру... но до сих пор находятся те, кто не составляет КПП. И нет, КПП - это не контрольно-пропускной пункт, и не код причины постановки на учет в налоговых органах. КПП - это календарно-постановочный план, вещь необходимая на любом большом проекте. Попробуем разобраться, что же это такое, почему надо привыкать составлять КПП с самых первых работ и как это делать.
КПП - основной документ для фиксации плановых сроков производства кино. Он создается в подготовительном периоде и является одним из самых значимых документов для составления сметы затрат на производство. В целом, задача КПП - внятно зафиксировать кто, что, где и когда должен делать.
Основой для составления календарно-постановочного плана являются:
• утвержденный режиссерский сценарий;
• пообъектные разработки;
• принятые критерии или приоритеты рамочных условий.
Когда определены критерии для составления календарно-постановочного плана (т.е. точно установлены приоритеты рамочных условий проекта), тогда разрабатываются монтажно-технические схемы, оформляются заказы на работы и услуги цехов. Утверждается генеральная смета, КПП. Арендуется или закупается съёмочная техника, костюмы, реквизит и т.д. Продумывается питание, транспорт, жильё (в случае экспедиции) и многое другое.
КПП состоит из нескольких разделов: сводный для всех периодов производства (информация препродакшена, продакшена и постпродакшена) и ежедневный для съёмочного периода (туда же входит вызывной лист).
Разберём следующие разделы КПП: сводный, ежедневный и вызывной лист.
• Ознакомимся с содержанием сводного КПП:
- № по порядку;
- наименование этапов производства;
- перечень действий;
- сроки производства.
Во время подготовительного периода работают продюсер, режиссёр, второй режиссер, кастинг - директор, ассистент по актерам, оператор и второй оператор. Находятся и утверждаются объекты съёмок. Параллельно проводятся кастинги, утверждаются актёры на роли, подписываются с ними договоры.
КПП уточняется ещё несколько раз в подготовительном периоде: под выверенные даты готовности студийных павильонов (декораций), реквизита, под график занятости исполнителей главных ролей после их утверждения.
КПП подписывают: начальник планового отдела; директор картины; режиссёр постановщик.
В коммерческом кинематографе КПП подписывают: исполнительный продюсер; режиссёр-постановщик; директор фильма.
• Ознакомимся с содержанием КПП съёмочного периода:
- № по порядку;
- Дата;
- Характер съёмки (натура, павильон, интерьер);
- Время суток (день, ночь, режим);
- Номер сцены;
- Хронометраж сцены;
- Название объекта;
- Перечень персонажей;
- Примечания (указания на особенности данной съёмки).
Это примерный план, каждый режиссёр составляет свой набор из этих пазлов, исходя из потребностей проекта.
• Вызывной лист – это КПП, расписанный на каждый день. Здесь подробно описывается что, когда и в каком порядке будет происходить на съёмочной площадке. Кто, где и для чего будет, с точностью до минуты! Каждый член съёмочной группы и каждый актёр получает такой лист накануне вечером.
КПП чаще всего составляет второй режиссер, как главный по срокам и графикам при режиссёре. Но бывает, что его разрабатывает и сам продюсер. КПП и, как следствие, вызывные листы, могут корректироваться каждый день.
Есть много вариантов и способов создания КПП и прилегающих материалов, но все они сводятся к тому, чтобы минимизировать затраты, создать более удобный план съёмок и облегчить жизнь при создании фильма.
Сделать заполнение КПП увлекательным и радостным процессом довольно сложно. Однако, на площадке в разгаре съёмок вы точно будете радоваться тому, что проделали эту работу. Многие утверждают, что КПП требуется лишь на больших проектах и подобная детализация будет излишней для короткометражек. Но лучше привыкать к самодисциплине с самых небольших проектов, даже когда над душой не висит грозный продюсер. КПП не только бережёт ваше время и нервы на съёмочной площадке, но организует группу и самого режиссёра.
Статья подготовлена совместно со студентом мастерской режиссуры игрового кино Ростиславом Матвеевым