Съемки фильма "Парамоша" (интервью с режиссером)

Выпускник мастерской режиссуры игрового кино (мастерская Сергея Карандашова) Александр В. Вернер закончил съемочный период своего короткометражного фильма “Парамоша” и перешел к пост-продакшену.

Главную роль в истории о старом клоуне исполнил заслуженный артист Российской Федерации Юрий Александрович Кузнецов. Чтобы звезда кино согласилась сняться в дебютной работе начинающего режиссера, в замысле и сценарии фильма должно быть нечто особенное, что-то такое, что зацепило бы и подвигло известного актера выйти на съемочную площадку и работать над ролью. Что же это? Мы попросили Александра рассказать о работе над фильмом, о себе, о своей команде…

Александр, как пришла идея снимать фильм о Парамоше?

У моего однокурсника была история про клоунский нос. Это, конечно, была совсем другая история и даже этюд, чем короткий метр, но мне понравился там красный клоунский нос. Я попросил сокурсника отдать мне идею, он согласился, и я приступил к работе над сценарием. Мой первый вариант назывался - «Клоуны не шутят».

Партос Алексеевич Парамонов родился сразу, а персонажи и события выкристаллизовывались в течение целого года. Все вроде складывалось, но не финал. Возвращаясь к переработке сценария я все не находил удовлетворительного варианта. И тут мне пришлось выбирать сценарий для своего дипломного фильма.

«Парамошу» я принял в разработку по настоянию преподавателя игровой режиссуры ВШРиС кинорежиссера Артема Антонова. Будучи человеком весьма кинообразованным и дотошным, Артем Михайлович заставлял доводить сценарий до совершенства. Когда мне казалось, что уже и править нечего, возникали новые идеи, замечания, и мне приходилось вновь и вновь передумывать и переписывать.

В первых вариантах сценария были моменты, когда Парамоша хватался за нож, чтобы поквитаться с обидчиками. Драматургически это было интересно, помогало увлечь зрителя, создавало напряжение, но такое поведение персонажа шло в разрез с моими взглядами на жизнь. Мне нужен был добрый, одинокий человек, близкий по духу мне и, как я думаю, российскому зрителю.  Да, я хотел, чтобы зритель пожалел Парамошу. Именно пожалел, потому что не считаю жалость унизительной. Волландизм я не приветствую. В моем понимании пожалеть – значит проявить любовь. Я хотел, чтобы фильм давал людям надежду на нежданное счастье. Так что у «Парамоши» высокое предназначение.

Каждому художнику хочется сделать что-то нужное и важное для людей. Согласно своего мировоззрения, своего пережитого опыта, художник выбирает тему. Если он настойчив, а его идея жизнеспособна, то творческая мысль имеет шансы облечься в художественную плоть. А если пофилософствовать, то можно сказать, что рождение идеи - процесс метафизический, ведь идея есть мысль. Идея может прийти к автору извне, а иногда зародиться и в его собственном сознании. Но чтобы идея родилась и закрепилась, в конкретном художнике должна быть благодатная почва для «произрастания» той или иной идеи. Не могу не упомянуть слова великого кинооператора Георгия Рерберга, которые многое объясняют о сути художника: «Процесс создания кадра, по - видимому определяется жизненной позицией художника. Жизненная позиция художника определяется временем, в котором он живет, страной, в которой он живет, той культурой, которой он обладает, тем общением, которое он имеет, теми индивидуальными особенностями психики и физики, которые он имеет».

 

Это дебютная работа такого масштаба? Что стало самым трудным?

В документальном кино я проработал 25 лет. В игровом - «Парамоша» стал для меня полноценной дебютной работой, с бюджетом в несколько миллионов.

Главной трудностью стало то, что мне пришлось учиться доверять людям, с которыми я до этого не работал, а многих и вовсе видел в первый раз. Документальные фильмы часто режиссер снимает самостоятельно, но в «Парамоше» мне пришлось работать в тандеме с оператором-постановщиком. Это трудно и порой мучительно трудно, но очень интересно и полезно, потому что совместный труд ликвидирует чувство эгоизма и пафосной значимости. Пусть ты главный на площадке, но ты все же - соавтор, и без команды у тебя ничего не получится.

Сложность заключалась еще и в том, что у меня, как сценариста - режиссера, картина в голове уже сложилась, то есть я мысленно ее уже снял. И вдруг мне пришлось столкнуться с видением, которое не похоже на мое. И тут, важно быть ВЗРОСЛЫМ, чтобы понимать и принимать верные решения. Т.е. нервы надо отбросить в сторону, мысли о своей гениальности и что тебя не понимают - выкинуть и спокойно выслушать, что тебе предлагают. Тем более, если оператор и команда переживают не меньше тебя за картину.

Оператором-постановщиком «Парамоши» был Валерий Лернер. Я рад, что именно «Парамоша» явился нашей первой совместной работой. Я даже придумал стишок по этому поводу: «Вернер и Лернер снимали кино, кино получилось у них…». Финал зритель сам допишет после премьеры.

Валерий Лернер очень много дал картине и, надеюсь, польза от «Парамоши» будет. Я вообще хочу, чтобы всем, кто посмотрит нашу историю про клоуна, была польза. Иначе какой смысл в этом кино?

Как был сформирован костяк команды?

С Валерой мы были шапочно знакомы. Над «Парамошей» я ему предложил поработать вместе за год до съемок, но он отказался. И хотя при встрече он в шутку меня приветствовал: «Привет, мастер!», работать с «мастером» в реальности он не желал.

Я искал другого оператора, но, как думаю, для каждой картины у Бога заготовлены свои определенные краски. Спросите, почему краски? Потому что любое живописное произведение создаётся душой или душами людей, если это кинокартина. Так, что душа оператора Лернера, как нельзя лучше, подошла для изображения «Парамоши». Я, вообще, очень счастлив, что провидение послало «Парамоше» замечательную творческую команду. Профессиональную и добрую. Как однажды сказала наш второй режиссер Марина Кудреватых: «У нас на редкость интеллигентная команда». Так что еще и интеллигентная…

Кстати, второго режиссера я отыскал по телефону. Знакомые дали несколько номеров, и я стал обзванивать. Кто-то ссылался на занятость, кто-то сразу начинал разговор с денег, а когда изначально фигурирует меркантильный интерес, то не очень располагаешься доверием к такому человеку. Марина начала с того, что попросила выслать ей сценарий. Прочла и позвонила сама, заявив о своем большом желании работать, и это при том, что она не сидела дома без работы. Мы встретились и обсудили детали. 

Оператор привел в проект свою команду осветителей во главе с Даниилом Шалагиновым. Ребята просто чудеса творили на площадке со светом. 

На Парамоше зритель увидит красивый и, между прочим, не дешевый костюм из дорогих итальянских тканей. Это плод труда двух человек. Эскиз создала Олеся Перич, а пошила костюм Любовь Воробьева. Художник по гриму Юлия Косова завершила создание образа Парамоши, нарисовав клоунский грим.

Главный драматургический элемент - статуэтку - изготовила скульптор Наталья Феофилова-Фетинг. Собственно, из-под её талантливой руки и вышел двигатель сюжета нашей картины.

Не могу не упомянуть нашего монтажера Анну Тюрину и легендарного ленфильмовского режиссера монтажа Раису Михайловну Лисову. Если кинорежиссер Сергей Соловьев говорит, что монтаж – это музыка, то наши монтажеры – композиторы, и это бесспорно. Теперь ждем результатов работы нашего звукорежиссера Ивана Шишкова.

Я упомянул лишь крохотную часть людей, принимавших участие в создании «Парамоши».

В смену на площадке трудилось до 30 человек, а в иную до 100.  О всех рассказать не представляется возможным, но титры никого не забудут. Спасибо вам, друзья!

Отдельно хотелось бы упомянуть Высшую школу режиссеров и сценаристов, ее педагогов и администрацию: за участие, советы, ну и, конечно, техническую поддержку.

Что нужно иметь, чтобы привлечь финансирование?

Чтобы Бог или дьявол помогли. Кто из них окажет помощь, зависит от духа вашей идеи, того, ради чего и кого вы создаете свое произведение. Два раза мы приступали к “Парамоше”. Первый раз с одним продюсером -  ничего не получилось. На тот момент актеры уже были подобраны. Потом у нас был годовой перерыв, и через год Бог дал другого продюсера. Возможно, на его положительный отклик повлияло то, что главную роль должен был исполнить Юрий Александрович Кузнецов.

Когда ищешь финансирование, важно, о чем будет твоя картина. И вот это "о чем" должно понравиться тому, у кого есть деньги. Уверяю, что есть еще люди, готовые пожертвовать на идею. Любопытно, что человек, который выступил в качестве продюсера, находился по жизни рядом. Это был мой знакомый, но мне и в голову не приходило обратиться к нему с предложением. И вдруг, как-то так получилось, что мы договорились и проект задышал. Судьба-с…

Планируется ли показ фильма для широкого круга зрителей?

Планируем отсылать на всевозможные кинофестивали, чтобы набирать отклики. Может, быть телеканал какой пожелает проэфирить «Парамошу». Хотя трудно пристроить фильм хронометражном 42 минуты. Надеемся, что доброта картины привлечет к себе внимание, ведь она в современном искусстве уже теперь настолько редка, что ее можно отнести к сенсации

Сколько длились сами съемки?

Подготовительный период длился больше месяца: шили и подбирали костюмы актерам, искали локации, квартиру, оформляли её. Все работали от души. У нас абсолютно оригинальный интерьер, созданный с нуля стараниями художника – постановщика Юлии Алексеевой и декоратора Евгения Забродина. В трехкомнатной квартире были голые стены и никакой мебели. Всё, что увидит зритель в кадре, сделано руками ребят. Съемочный период длился восемь смен, почти без разрывов, как часы, благодаря замечательному планированию второго режиссера Марины Кудреватых. Казалось, что и погоду Марина смогла спланировать, вот, что значит добрый человек. На плечи нашей Марины выпали съемки с детьми, коих у нас снималось порядка 70-ти человек, а это, я вам скажу, нечто. 

Красивую музыку написал талантливый композитор с далекого острова Сахалин, Валентин Жовтун. Наш клоун Парамоша - трубач, и главная музыкальная тема в фильме просто восхитительна. Уверен, что она запомнится зрителю.

В фильме звучат две песни. Одна написана Валентином, а вторая - десятилетней девочкой из Петербурга - Инной Кривонос. Дети, вообще, много сделали для «Парамоши», а разве могло быть иначе, ведь Парамоша, по сути, сам ребенок.  

Рисунки, украшающие квартиру Партоса Алексеевича, рисовали детки из государственного казенного общеобразовательного учреждения специальной коррекционной школы-интерната №1 для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья в Нижнем Новгороде. Во как! У детей со сложной судьбой получились очень добрые рисунки. Зритель их сможет оценить по достоинству. 

Как проходила работа с актерами?

Была большая предварительная работа - мы репетировали, искали характеры, интонации, т.е. фактически все тонкости и особенности персонажей уже до съемочного процесса нами были найдены. «Кто есть кто» мы уже знали до съемок.

В «Парамоше» снимались замечательные актеры: Виктор Чупров, Ольга Драгунова, народная артистка РФ Антонина Введенская, Василий Игнатич. И, конечно, самый юный наш актер Никита Маркеев, сыгравший воришку Кольку. И это только небольшая часть фамилий, принимавших участие в съемках. Мне кажется, актерам удалось изобразить злодеев, не изображая самого зла. Взрослая сказка «Парамоша», как мы ее назвали, не показывает зло, а, значит, и не множит его в мире. Это так важно сегодня. Важно, потому что зло в нашей жизни возникает еще и в момент осуждения кого – либо. Даже когда мы смотрим на экран. Помните христианскую заповедь: не суди, да не судим будешь. Не думаю, что наших героев кому-то захочется осудить, а это значит, что в душах зрителей не возникнет греховного состояния. И в этом есть прямая заслуга наших замечательных актеров. Могу твердо сказать, что все они люди добрые, а потому наблюдаешь за их игрой и ЖАЛЕЕШЬ их персонажей.  

Не могу не сказать особо и об исполнителе главной роли Юрии Александровиче Кузнецове.

Юрий Александрович в буквальном смысле прожил жизнь своего героя. А это так важно, когда актеру есть чем жить в кадре. Сказать, что роль у Юрия Александровича удалась – это ничего не сказать. Вся съемочная группа с удовольствием, а порой и наслаждением наблюдала за рождением образа Парамоши. Того самого Партоса Алексеевича, которого создавали по кадрам. Мы все на площадке радовались вместе с Парамошей, и все вместе грустили, жалели Кузнецова и переживали за клоуна. Порой было трудно отделить Юрия Александровича от его героя, настолько они были, как душа и тело - слитны. А, ведь, создание образа - процесс таинственный. Никогда до конца не знаешь, кто и что родится. И Парамоша родился. И дерзну утверждать, что он родился таким только благодаря «перу» такого замечательного актера, как Юрий Кузнецов. Юрий Александрович наделил своего героя собственным даром человечности и доброты. Потому что за кузнецовской добротой видна ТРАГЕДИЯ. То, что и было необходимо Парамоше. Знаете, я много видел ролей Кузнецова и все они разные. По-своему отличительные и узнаваемы, но я думаю, что для определенной роли, для определенного образа, актер должен, что называется, дозреть. Настояться, созреть, как хорошее вино. В этом «напитке» под названием актер, время собирает всё: и годы, и опыт, и радости, и грусти, и ТАЛАНТ.  То есть все ароматы жизни человека. Сыграй Юрий Александрович Парамошу раньше, у его героя был бы иной «аромат». Не тот! Но не теперь. Теперь самое время. Время Кузнецова - Парамоши пришло. Поэтому мы будем с нетерпением и замиранием ждать встречи нашего старого клоуна со зрителем. Будем волноваться и надеяться на взаимную любовь. Спасибо вам, Юрий Александрович!

Чему вас научили съемки “Парамоши”?

У меня сейчас переходный момент. Я перехожу из документального кино в игровое. Сложный это процесс. В документальном кино я учился у реальной жизни, у реальных людей, а в игровом я сам уже являюсь автором придуманной мной самим истории. Поэтому имею возможность проверить себя на сколько хорошо я знаю жизнь и понимаю людей. Мне за 50, и считаю, что это самый лучший возраст для старта кинорежиссера. Я рад, что перед стартом 50 лет учился у жизни. А раз так, то имею право считать, что нам необходима эра милосердия в искусстве. Человек страдает от недоброго искусства. Страдает от пошлости, насилия и лжи. Людям необходимо искусство доброе, чистое и ПОДЛИННОЕ(!).  В нем должно быть явленна святость! Святость, как высшее состояние человека. Средствами искусства важно явить миру любовь в высочайшем её проявлении, чтобы знать, к чему нам стремиться, и кино для этой цели - одно из наиважнейших из искусств…

 

 

Назад