Образ волшебной жены в китайских сказках

А что вы знаете про женщин в китайских сказках?

Слышали про Пу Сун-лина?

Можно сказать, это китайский Афанасьев.

Так вот, мы прочитали и проанализировали народные китайские сказки собранные и обработанные Пу Сун-лином. И вот что мы там нашли! Может это вдохновит вас!

Наиболее ярким женским образом в китайских народных сказках является образ волшебной жены или же ЖЕНЫ-ОБОРОТНЯ! Вот несколько типов жен-оборотней: Жена-лиса, Жена-цветок, Жена-фея.

Поговорим о каждом типе.

1.Лиса символизирует долголетие и ловкость. Обычно это молодая девушка, которая обольщает мужчин, забирает их жизненные силы и отвлекает от истинного пути («Фея Лотоса», «Дева-лиса»). В древнем Китае существовала легенда о распутной женщине, которую в наказания боги превратили в лису. Эта легенда нашла отражения во многих китайских сказках, в том числе и в сборнике Пу Сун-лина. Лиса в китайских сказках сочетает в себе два противоположных образа – образ идеальной жены и опасного беса. В китайских сказках жена-лиса может принимать любой облик: она и причудливый фигурный камень, и душистая креповая накидка, и красный цветок на пруду, и дева искусительница среди тутов.

2. Жена-цветок – может не принимать вид цветка, но её имя отождествляется с ним. Традиционные героини-цветки – пионы («Жены в зеркале»), лотосы («Мимоза»), лилии («Красная лилия»), хризантемы («Хризантемы»). Каждый цветок в культуре Китая наделяется особым значением. Пион традиционно считается «царем цветов», олицетворяя благородный характер, знатность и богатство. Считается, что цветы лилии помогают забыть неприятности и развеять печаль. Лепестки лотоса олицетворяют божественный источник жизни. Все эти образы представляют красоту природы и богатства, которыми якобы владеют волшебные жены. Жены-цветы могут быть как рожденными цветами («Мимоза», «Красная лилия»), так и заколдованными («Жены в зеркале»).

3.Образ жены феи может выступать как самостоятельно, так и в перекличке с образом жены цветка. Так, в сказках «Мимоза» и «Красная лилия» волшебная жена является и цветком, и феей. Как правило, у жены-феи один постоянный облик. Необычность её заключается в основном в волшебных атрибутах, помощниках, которые её окружают, и мире, чьей частью она является. Жених порой сам того не осознавая призывает к себе свою будущую супругу.

Так, в сказке «Небесный барабан» волшебной женой является небесная фея, откликнувшаяся на игру юноши на флейте. Согласно древнекитайским представлениям, игра на флейте призывала с небес фениксов, которые хотели насладиться дивными звуками. Птица-Феникс славится своим бессмертием, и небесная фея, как представительница потустороннего мира, также наделена этим свойством.

В большинстве своём жена-фея, так же, как и жена-цветок не похожа на лису-беса, но также может быть яростна в своём гневе. Если прогневал такую девушку, жди беды. Фея из сказки «Сад Нефритовой феи», рассердившись на чиновника, превратила персиковую ветку в толстое, большое дерево, которое выросло посреди дома. Все типы волшебных жен принадлежат к потустороннему миру, прекрасны и мудры, пребывают в гармонии с природой. Таким образом, сказки сохраняют народные представления о тотемной, желанной женщине.

Волшебным женам соответствует определенная цветовая гамма. В Китае – это зелёный (цвет власти), красный (императорский и свадебный цвет) и белый. Последний сочетает в себе несколько свойств. Во-первых, этот цвет указывает на принадлежность к высокому социальному статусу. Во-вторых, согласно китайским представлениям, он означает «вероломного, хитрого человека». Это может быть связанно с тем, что цвет принадлежит к потустороннему миру. Однако у волшебных жен на белом лице всегда горит румянец. С одной стороны, он означает молодость, а с другой обладает сакральной семантикой.

Цвета соотносятся со сторонами света: белый – запад, красный – юг. Сочетания их образуют розовый (юго-запад), который и находим на щечках волшебных жен. Герои встречают и добывают своих будущих жен на Юго-западе, что согласно «Книге перемен» означает встречу с добрым человеком («Жены в зеркале», «Женщина-лисица»). В русской культуре с потусторонним миром связан золотой цвет, который также является царским цветом. Однако в русских сказках мы не наблюдаем детализированного описания цвета в образе жены, хотя и можем встретить описание сияния девушки. Зачастую эту функцию выполняет имя героини (Василиса Прекрасная, Елена-краса золотая коса) или её окружение (Царевна-лягушка приезжает в золоченой карете).

Волшебные жены обладают волевым характером, в то время как в реальном Китае женщина не имела возможности его проявлять. Однако, китайская история знает такие случаи, когда женщины боролись за свои права. В древнем Китае создавались тайные женские общества, члены которых рассматривали свадьбу с мужчиной как один из самых позорных поступков. Если же их заставляли выходить замуж, на следующий день после свадебной церемонии женщины покидали дом мужа и возвращались в свое общество. Отголоски этого можно увидеть в сказке «Лисий сон», в которой жена, прожив с мужем определенное время, ушла жить к своим сестрам.

Характер китайской жены раскрывается в отношениях с ее избранником. Достойный волшебной жены должен быть трудолюбивым («Небесный барабан», «Красная лилия»). Более того, если он начинает проявлять склонность к лености и праздности, жена легко покидает его. Высокие требования к спутнику обусловлены высоким социальным статусом тотемной жены.

Схожесть волшебных жен с женами реального Китая прослеживается и в отношении к родителям мужа. По законам древнекитайской семьи, женщина, вступив в семью, принимает на себя обязанности заботиться и почитать родителей мужа, даже больше, чем самого мужа. Этот мотив можно встретить в сказке «Чантин и её коварный отец». Героиню забирает её отец и не отпускает к мужу даже когда тому плохо, но как только свёкр героини умирает, девушка возвращается в семью чтобы проявить уважения к памяти родственника. Образ властного отца невесты соотносится с вечным спутником волшебной жены – старцем Шэньсянем, своенравным «божественным святым» из даосской мифологии.

https://scipress.ru/philology/articles/obrazy-volshebnykh-zhyon-v-kitajskikh-skazkakh.html, специально для ВШРиС (2023-07-28)
Назад