Виды монтажа

Самый простой способ монтажа - склейка. Когда один кадр сменяет другой без каких либо переходов.

Монтаж по действию

Монтаж по действию это склейка одного момента с другим, когда объект все еще в движении.
В одном кадре идет первая фаза действия, которая переходит во вторую уже на следующем кадре.

«Миссия Невыполнима: Протокол Фантом» (2011)

Это может быть удар, пинок или бегство через дверь.


«Джеймс Бонд: координаты Скайфолл» (2013)

А может быть самым обычным поворотом персонажа.


«Матрица» (1999)
 

Монтаж «в сторону» (Cut away)

Проще всего было бы описать это «как склейка кадра А на кадр Б и обратно». 
Его можно использовать, как демонстрация объекта, на который смотрит персонаж. 


«Назад в будущее» (1985)

Либо, как попытка «влезть» герою в голову. 


«Семь» (1995)

Перекрестный монтаж (Сross cut)

Это когда монтажер склеивает кадры между разными локациями. 
Самый распространенный способ применения: телефонные разговоры в кино.

«Отступники» (2006)

 Так же, если использовать кросс-кат правильно, можно значительно усилить напряжение и саспенс в истории.


«Мизери» (1990)

Склейка «Прыжок» (jump cut)

Jump cut — это склейка одного и того же плана между собой.
Зачастую используется для того, чтобы показать течение времени. 


«Магазинчик ужасов» (1986)

Так же, этот прием придает спешности в каре.
 
«Отступники» (2006)

И его очень. ОЧЕНЬ много в бейсболе.

«Бронкская история» (1993), «Самородок» (1986), «Высшая лига» (1989)

Монтаж по совпадению (match cut)

Матч-кат это «перепрыгивание» от одного кадра к другому, похожему. Такие скачки часто путают с джамп-катами. Разница в том, что джамп-кат остается в одной сцене, в то время как матч-кат переходит в другую. 

Классический пример матч-ката: переход от фантазии к реальности.

«Бриолин» (1978)

Есть матч-каты совпадающие по действию.

«Магазинчик ужасов» (1986)

А есть совпадающие по композиции. 

«Страшилы» (1996)

Матч-каты не обязательно должны быть визуальными. Есть еще и вербальные матч-каты, вроде этого:

«Остин Пауэрс: Шпион, который меня соблазнил» (1999)

Склейка «Взрыв» (smash cut)

Смэш-каты это внезапная склейка. 
Когда две непохожие по ритму и динамике сцены резко сменяют друг друга.

«Большой Лебовски» (1998)

Очевидным примером будет, когда кто-то резко просыпается после сна или кошмара.


«Криминальное чтиво» (1994)

Любой переход от громких сцен к тихим, от активных к спокойным и наоборот является смэш-катом.

Ручная диафрагма (IRIS)

Переход IRIS в старину использовался, как способ перехода между сценами, когда оператор вручную закрывал диафрагму.
Классическое использование IRIS.

«Носферату» (1922) — «Рождение Нации» (1915)

​Сейчас же этот прием используют в качестве стилизации. 

«Рождественская история» (1983)

Стирание (wipe)

Знаменитый способ перехода, когда один кадр стирается, открывая под собой другой.
Многим он известен по знаменитой франшизе «Звездные войны».

«Звездные Войны: Эпизод 4 — Новая Надежда»

На деле же, видов вайпов очень, очень много… на любой вкус. 

«Шоу ужасов Рокки Хоррора» (1975)

Невидимый монтаж

Невидимый монтаж — это способ монтажа, когда склейка делается максимально незаметно. Камера может уходить в темноту, или в поворот.
Это может быть использовано для замены каскадера на актера при иллюзии непрерывности действия.
Кто заметил, где склейка?


Либо в качестве поддержки единого визуального стиля, как в фильме «Бёрдмен», где создавался эффект непрерывности кадра.


Точно такой же прием монтажа использовался и в фильме «1917», где монтажные склейки прятались похожим образом. 


L-cut и J-cut

L-cut и J-cut это способ композиционного объединения двух кадров с помощью звуковой дорожки. 

В случае с L-кат звук накладывается на второй кадр из первого.
cut-types-lj1

А J-кат это наложение звука на первый кадр со второго.
cut-types-lj2

В разрезе фильма такой способ перехода помогает сохранить атмосферу при переходе от одной сцены к другой и создать иллюзию "бесшовного" перехода.

Однако, этот способ используется не только в качестве перехода. Он используется даже в диалогах, где речь одного персонажа выходит из кадра, при демонстрации другого персонажа. Накладывание таким образом звука — это одна из основ монтажного искусства, помогающая создать композиционное единство.

Назад