Профессия «Шоураннер»

Шоураннер – это автор сериала, полностью контролирующий творческий процесс его создания.

Впервые этот термин появился в США в 1990 году, в начале нового тысячелетия распространился на Европу, а теперь уже прижился и у нас. Традиционно авторов сериалов до сих пор называют креативными или исполнительными продюсерами, но в титрах отечественных сериальных проектов уже стала появляться строка «Шоураннер».

Если в начале двухтысячных сценаристы всегда оставались за бортом кинопроизводства, то сейчас они начинают принимать самое активное участие в съёмочном процессе.

Первым российским шоураннером можно смело назвать Илью Куликова, потому что проект «Глухарь», переживший три сезона и два спиноффа, является его авторским проектом, который Илья полностью контролировал от начала и до конца. Если в «Глухаре» он ещё значится в титрах как сценарист, то в последующих сериальных проектах он всё чаще появляется в титрах как «автор сериала».

Позднее на отечественном телевидении стали появляться и другие авторские сериалы, например «Оттепель» (2013) Валерия Тодоровского, где он выступил в роли соавтора сценария, режиссёра и продюсера. В 2021 году в сериале «Настя, соберись!» Константин Майер уже указан в титрах как «шоураннер», автор сценария, режиссёр и продюсер.

С самого начала развития отечественного кинематографа киностудии снимали кинофильмы и многосерийные кинофильмы. Такой термин как «сериал» вошёл в наш лексикон в эпоху перестройки (конец 80х-начало 90х), когда на нашем телевидении впервые появились бразильские и мексиканские сериалы. Однако технический прогресс неумолим, всё течёт и меняется. Домашние кинотеатры стали обыденностью. В традиционный кинотеатр зрители теперь ходят посмотреть сногсшибательные аттракционы, а дома не хотят расставаться с полюбившимися героями, вместе с которыми они плачут и радуются, переживают те эмоции, которые в обычной жизни им могут быть недоступны.

Кино видоизменяется. Уже нельзя сказать, что прокатное кино это эталон, а сериалы – низкий жанр. Нет. Сериалы – это другой вид кино. Нельзя сравнивать прокатное кино и сериалы – это такие же разные вещи как, например, балет и фигурное катание, хотя и там, и там мы наблюдаем танцы под музыку.

Традиционная подготовка киносценаристов игрового кино сводилась и до сих пор сводится к написанию короткометражных и полнометражных фильмов, которые имеют вполне определённую, достаточно простую структуру. Сериалы имеют много видов и форматов по хронометражу: 55 минут (мелодрамы); 45 минут (детективы); 25 минут (ситкомы); 5-20 минут (анимация и вебсериалы), отличаются большим разнообразием структур построения сюжета, могут быть горизонтальными, вертикальными, смешанными, имеют довольно жёсткие требования платформ и телеканалов к контенту.

Кроме того, в отличие от прокатного кино, где зритель купил билет и на полтора-два часа заперт в кинозале, у зрителей сериалов в руке находится пульт дистанционного управления, а значит он имеет возможность в любой произвольный момент переключиться на другой канал или сериал. Это значит, что сценаристу требуется гораздо больше усилий и творческой изобретательности чтобы удержать зрителя у экрана, увлечь его сюжетом, заставить полюбить своих персонажей, сопереживать им, разделить с ними эмоции, взлёты и падения. Сценарист сериалов должен обладать гораздо большим профессиональным мастерством и в то же время действовать в очень жёстких ограничениях, связанных с точным хронометражем, условиями съёмок, количеством локаций, персонажей, отсутствием массовки, сложных локаций и спецэффектов.

К таким условиям работы сценаристов необходимо готовить с самого начала, активно вовлекая их в съёмочный процесс. Современный киносценарист исключительно редко бывает на съёмочных площадках и имеет довольно слабое представление о кинопроизводстве. Нередки ситуации, когда режиссёр плохо понимает или вообще не понимает сути игрового эпизода, который он снимает, это приводит к киноляпам, алогичности событийного ряда и зрительскому «Не верю!».

Рядовой режиссёр сериала слабо ориентируется в драматургии сценария, он озабочен нормой выработки, решением технических вопросов на площадке, у него нет времени на тщательную подготовку к съёмкам, на осмысление киносценария. Нередки ситуации, когда режиссёры берут на себя роль главного автора, меняют сценарий, позволяют актёрам изменять реплики что очень часто приводит к закономерным провалам в драматургии фильма.

Шоураннер должен знать как устроено кинопроизводство, должен понимать работу режиссёра, других членов съёмочной группы, уметь работать с актёрами, хотя бы на начальном уровне уметь работать с камерой, в монтажных программах, иметь представление свете, цвете, композиции кадра, музыкальном и звуковом оформлении фильма.

Шоураннер – это новое поколение киносценаристов, новый уровень образования будущих кинодраматургов, которые уже на уровне сценария будут решать большинство технических вопросов и таким образом экономить производственный бюджет и время буквально сотен профессионалов кино.

Шоураннер – это автор сериала, который воплощает на экране свой творческий замысел именно так, как он был изначально замыслен. Конвейерное производство «мыльной» продукции всегда будет существовать, чтобы домохозяйкам не было скучно во время приготовления борща, это всегда было отличной стартовой площадкой для сценаристов-самоучек. Однако спрос на авторские, оригинальные, неформатные сериалы постоянно растёт. Требуется совсем немного времени чтобы отечественная ниша авторских сериалов окончательно оформилась и сформировала стабильный спрос на профессиональных шоураннеров.

Система отечественного высшего образования в области кино слишком неповоротлива и поэтому совершенно не готова к вызовам новой эпохи кинопроизводства и потребления кинопродукции. Но нужно с чего-то начинать, а начать можно с профессиональной переподготовки тех, кто уже имеет высшее образование.

 

 

Высшая Школа Режиссёров и Сценаристов (Санкт-Петербург) открыла набор в мастерскую долгосрочного обучения (2 года) профессиональной переподготовки «ДРАМАТУРГИЯ СЕРИАЛОВ И ПРОФЕССИЯ ШОУРАННЕР».

Мастером курса является Вячеслав Киреев, профессиональный киносценарист, педагог-психолог, который несколько лет проработал с Ильёй Куликовым, имеет большой опыт преподавания и работы в сериальных проектах. Именно он проведёт своих студентов от первой строчки «ИЗ ЗТМ:» с которой начинается любой сценарий, к первому снятому в процессе обучения авторскому сериальному проекту.

Получить детальную информацию о мастерской и записаться на обучение можно здесь.

Учитесь!

Вячеслав Киреев, специально для ВШРиС (2023-07-02)
Назад