Как работает киноязык? «Портрет девушки в огне»

«Портрет девушки в огне» — одна из самых обсуждаемых фестивальных картин 2019 года. Этот фильм стал лауреатом Канн за лучший сценарий, а так же получил премию Сезар за операторскую работу.

В центре сюжета находятся две молодые девушки: Марианна и Элоиза. Элоизу готовят к замужеству и для этого необходимо написать её портрет, чтобы отправить его жениху. Элоиза бунтует против этого и отказывается позировать. Тогда родители Элоизы нанимают молодую художницу, Марианну, которая должна стать компаньонкой для Элоизы, чтобы втайне написать её портрет. Проводя все больше и больше времени вместе, девушки начинают испытывать взаимное притяжение.

Одной из самых важных сцен этого фильма, явилась сцена их конфронтации в середине, которая и задала вектор развития дальнейших взаимоотношений между двумя героинями. Эта сцена по итогу стала образцом одной из лучших работ автора с киноязыком.

Для тех, кто запамятовал или не знаком со сценой, мы оставим небольшое видео. В оригинале, разумеется:

Контекст ситуации состоит в том, что Марианна задевает Элоизу. Та пытается скрыть обиду, но Мариана говорит, что она слишком хорошо знает девушку и видит, как та ведет себя в той или иной ситуации. Элоиза в ответ зовет к себе Марианну и используя те же приемы, что и художница, отвечает ей на этот вызов. Показывая, что на самом деле они равны. И точно так же, как Марианна наблюдает за Элоизой, Элоиза в ответ наблюдает за Марианной.

Это небольшая история о «захвате» власти над ситуацией и в тоже время — взаимное признание.

Селин Сеньяма, автор сценария и режиссер, пускает в ход весь свой арсенал, чтобы наполнить эту сцену метасмыслом. Разговор и конфронтация происходят на нескольких уровнях.

Первый уровень: камера.

Сцена начинается с Марианны. Она изображена на крупном плане, уверенно занимая большую часть экрана. В данный момент, сила на её стороне. Она уверена и имеет «щит» в виде мольберта.

Элоиза снята на среднем плане. Она полностью открыта перед камерой, как открыта перед Марианной. Она испытывает явный дискомфорт под взглядом художницы.

Когда между ними возникает конфликт, Элоиза зовет Марианну ближе к себе. После недолгой паузы, девушка подходит и Элоиза спрашивает:

— Вы смотрите на меня, а на кого смотрю я?..

И в той же манере, что и художница, она рассказывает о её мимике то, что может знать лишь человек, посвятивший себя длительному изучению другого человека.

Элоиза "захватывает" кадр

В этот момент, камера медленно движется вперед, давая возможность Элоизе занять большую часть кадра. Получить главенство. Теперь сила на её стороне. И кадр с ней идентичен тому, что изображал некогда Марианну.

Марианна возвращается на свое место. Теперь она снята даже не на среднем, а на общем плане. Беззащитная и смущенная. Копируя образ Элоизы в начале сцены.

Второй уровень: ритм.

Основа ритма это троекратное повторение. На протяжении всей сцены, этот ритм несколько раз поддерживается на уровне диалогов, а также на уровне пауз и звукового оформления.

Первый пример ритма: «нападение» Марианны на Элоизу. Она делает ровно три замечания (в русской озвучке этих замечаний лишь два):

— Когда вы обижены, вы делаете это движение рукой.
— Когда вы смущены, вы кусаете губы.
— Когда вы раздражены, вы не моргаете.

Каждый свой «удар» Марианна сопровождает паузой, давая зрителю и актрисе отреагировать на новое откровение. Она использует свои слова, как оружие, и паузой подчеркивается её уверенность в том, что удар достигнет цели.

Ритм фраз и пауз создает ощущение борьбы, открывая новый смысл всего диалога.

Если внимательно проследить за звуковой дорожкой, можно услышать, как каждая новая пауза становится все длиннее и длиннее, пока в мидпоинте Элоиза не взрывается, чтобы переломить эту сцену. Там же происходит преображение и на уровне монтажа.

Уровень третий: монтаж.

Элоиза зовет к себе Марианну. Это сбивает ритм монтажа, в котором обе актрисы занимали равное количество экранного времени, сменяя друг друга. Элоиза как-будто захватывает кадр, отказываясь отпускать его. О присутствии Марианы в какой-то момент говорят только звуки шагов за кадром. Элоиза впускает Марианну в свое пространство, и наносит три (говоря о ритме) точечных удара:

— Когда вы не знаете, как ответить — вы трогаете лоб.
— Когда теряетесь — брови идут вверх.
— Когда возбуждены, вы приоткрываете рот.

Точно так же, как у Марианны, каждый «удар» был нанесен с предельной точностью и тишина между этими выпадами, помогает делать акценты и сохраняет рифму с предыдущей «атакой».

Лишь после этого, Элоиза отпускает Марианну. Она все еще держит на себе кадр, давая своему оппоненту лишь пару секунд на экране в самом конце этой сцены.

Селин Сеньяма изначально закладывала каждый из аспектов в свой сценарий, прописывая эту историю сразу на нескольких уровнях. Фильм «Портрет девушки в огне» можно смотреть без звука, а можно слушать его, не глядя на экран. Можно просто прочесть — и в каждом из этих уровней, он будет рассказывать историю в своем диапазоне. А при «сведении» — открывать новые глубины человеческих взаимоотношений, посредством киноязыка.

Иван Матвеев, специально для ВШРиС (2021-07-07)
Назад