ДЕЛАЮЩИЙ ЧУДЕСА

Телефон разрывается от звонков.
- Да, Володя? Да! Хорошо!
- Что, Женя? Скажи: все вопросы к нам!
Наконец кладет трубку, извиняюще разводит руками: «Вот так и будем с вами разговаривать...»
День у Игоря Плаксина, одного из самых известных супервайзеров Ленфильма, расписан буквально по минутам.
 
Мы в полутемной комнате, заваленной техникой и брошюрами. Святая святых. Именно здесь «рисовали» спецэффекты для лучших петербуржских фильмов.  Это позже Игорь Иванович спустит нас с небес на землю – мол, работают специалисты совсем в другом месте, каждый у себя, - но первые минуты магия пространства туманит нам взгляд.
Пока осваиваемся, нас пытаются развеселить.
-Знаете, какой первый спецэффект я произвел? – хитро прищуривает глаза хозяин.
-Какой?
-Появился на свет вместе с братом.

Это любимая шутка Игоря Ивановича. Он и его брат Олег – близнецы. В большом кинематографе с 1975 года. С тех пор каждый третий фильм, снятый на Ленфильме, не обошелся без их участия. Олега Ивановича сейчас нет – переговоры с японцами, новые контракты, встречи с режиссёрами. Такая вот жизнь в режиме нон-стоп.

-Как вообще проходит работа режиссёра и специалиста по визуальным эффектам? На какой стадии вы обговариваете, какие именно эффекты будут применяться и тому подобное?

-Случай был: один продюсер, имени называть не буду, привозит нас на место съёмок. Показывает: вот два барака, на большее денег не хватило, нужно теперь дорисовать точно такие же - чтобы в туманную даль целый ряд уходил... Я спрашиваю: «Во сколько обошелся-то барак?» Он мне цену называет... Я говорю: «Дорогой, да за такие деньжищи я бы тебе сразу столько бараков «понастроил», ну что же ты...»

Игорь Иванович эхает с легким сожалением, потом продолжает:
- Советоваться нужно до съёмок. Но приходят не всегда! Наснимают, а потом материал привозят – мама дорогая! И сидишь потом, каждый кадр дорисовываешь...

У каждого свои задачи – таково твердое убеждение моего собеседника. Режиссер – должен знать, «что». А вот «как» - это уже вопрос к супервайзеру.

-Есть мы. Своего рода, консультанты. А режиссёры и операторы лезть в эти технические дебри не обязаны! У них и так своих забот хватает, и голова должна быть свободна для решения творческих задач.

- Что сложнее всего для нынешних супервайзеров?
- Сейчас специалистам нашего профиля сложнее всего перестроиться на новый продукт. Работаешь на одной программе, привыкаешь к ней, тут выходит другая – и нужно изучать ее практически заново. Учиться-то вообще можно всю жизнь. Тут уж все от человека зависит.

- А вот вы сейчас короткий курс компьютерной графики набираете. Каким видите ученика, который на него придет?
- Ну это должен быть человек, который уже имеет какое-то представление о наиболее распространенных программах, в первую очередь от компании Adobe, владеет элементарными навыками монтажа... Чем лучше начальная база – тем больше останется времени на освоение профессиональных приемов, а не элементарные вещи, типа как открыть Premiere и сохранить файлы.

- А вы, кстати, сами какое кино любите? Наверно, где самые крутые спецэффекты?
-Нееее, - машет руками Игорь Иванович. – Мне нравится кино с содержанием. Помню, смотрели с сыном «Возвращение» Звягинцева.  И что-то он притих. Выходим из кинотеатра, несколько дней уже проходит, а он у меня спрашивает:  «Паа, а вот чего там было, я вот тут не понял...» О, зацепило! А спецэффекты и взрывы – что? Было и прошло, а что в память врежется?
 
-В отечественном кинематографе сейчас тоже много компьютерной графики... Это природе русского кино вообще... как бы выразиться... не претит?
-Есть такой момент, есть. Русское кино – это как раз кино содержания, кино, над которым нужно помолчать, подумать. Но увы. Нынешний зритель испорчен спецэффектами, и его запросы нужно так или иначе удовлетворять.

- А были моменты, когда вы душу в картину вкладываете, а потом смотрите конечный продукт и чувствуете разочарование?
- Ну бывает, как же... Бывает и такое, что самый сложный кадр, который дался непросто, режиссёр просто вырезает.. Ну я тогда нарезку собираю  - на память и для демонстрационных роликов....

 На прощание Игорь Иванович внезапно хитро прищуривается:

- А знаете, как нас раньше называли, когда слово «супервайзер» не было?
- Как?
- Операторов комбинированных съёмок называли Великими Комбинаторами. Но мне еще нравилось другое: «делающий чудеса».

 Он поправляет очки и на какой-то миг действительно становится похож на какого-то доброго мага. Про себя тоже применяю спецэффект: пририсовываю Игорю Ивановичу остроконечную шапку и волшебную палочку, а рядом представляю точную копию – его брата…

 
Автор: Замзагуль Абдрахманова

Демонстрационный ролик

 

Замзагуль Абдрахманова, специально для ВШРиС (2013-10-23)
Назад