Это любимая шутка Игоря Ивановича. Он и его брат Олег – близнецы. В большом кинематографе с 1975 года. С тех пор каждый третий фильм, снятый на Ленфильме, не обошелся без их участия. Олега Ивановича сейчас нет – переговоры с японцами, новые контракты, встречи с режиссёрами. Такая вот жизнь в режиме нон-стоп.
-Как вообще проходит работа режиссёра и специалиста по визуальным эффектам? На какой стадии вы обговариваете, какие именно эффекты будут применяться и тому подобное?
Игорь Иванович эхает с легким сожалением, потом продолжает:
- Советоваться нужно до съёмок. Но приходят не всегда! Наснимают, а потом материал привозят – мама дорогая! И сидишь потом, каждый кадр дорисовываешь...
У каждого свои задачи – таково твердое убеждение моего собеседника. Режиссер – должен знать, «что». А вот «как» - это уже вопрос к супервайзеру.
- Что сложнее всего для нынешних супервайзеров?
- Сейчас специалистам нашего профиля сложнее всего перестроиться на новый продукт. Работаешь на одной программе, привыкаешь к ней, тут выходит другая – и нужно изучать ее практически заново. Учиться-то вообще можно всю жизнь. Тут уж все от человека зависит.
- А вот вы сейчас короткий курс компьютерной графики набираете. Каким видите ученика, который на него придет?
- Ну это должен быть человек, который уже имеет какое-то представление о наиболее распространенных программах, в первую очередь от компании Adobe, владеет элементарными навыками монтажа... Чем лучше начальная база – тем больше останется времени на освоение профессиональных приемов, а не элементарные вещи, типа как открыть Premiere и сохранить файлы.
- А вы, кстати, сами какое кино любите? Наверно, где самые крутые спецэффекты?
-Нееее, - машет руками Игорь Иванович. – Мне нравится кино с содержанием. Помню, смотрели с сыном «Возвращение» Звягинцева. И что-то он притих. Выходим из кинотеатра, несколько дней уже проходит, а он у меня спрашивает: «Паа, а вот чего там было, я вот тут не понял...» О, зацепило! А спецэффекты и взрывы – что? Было и прошло, а что в память врежется?
-В отечественном кинематографе сейчас тоже много компьютерной графики... Это природе русского кино вообще... как бы выразиться... не претит?
-Есть такой момент, есть. Русское кино – это как раз кино содержания, кино, над которым нужно помолчать, подумать. Но увы. Нынешний зритель испорчен спецэффектами, и его запросы нужно так или иначе удовлетворять.
- А были моменты, когда вы душу в картину вкладываете, а потом смотрите конечный продукт и чувствуете разочарование?
- Ну бывает, как же... Бывает и такое, что самый сложный кадр, который дался непросто, режиссёр просто вырезает.. Ну я тогда нарезку собираю - на память и для демонстрационных роликов....
На прощание Игорь Иванович внезапно хитро прищуривается:
Он поправляет очки и на какой-то миг действительно становится похож на какого-то доброго мага. Про себя тоже применяю спецэффект: пририсовываю Игорю Ивановичу остроконечную шапку и волшебную палочку, а рядом представляю точную копию – его брата…
Демонстрационный ролик