КИНОНАБЛЮДЕНИЕ
Валерий Зиновьев
Актёры – настоящие коллекционеры жизненного опыта... И наблюдение, во всем своем многообразии, важная часть этого опыта. С первых дней обучения студенту, будущему актёру, предлагается наблюдать за собой, за окружающими, за жизнью. Разновидностей этого упражнения очень много: наблюдения за животным миром (аквариум, птичий двор, зоопарк, насекомые, растения, бактерии-инфузории.и т. д.).
Все виды наблюдений можно условно разделить на три раздела:
- наблюдение за собой (все органы чувств, мысли, эмоции);
- наблюдение за природой (от бактерий и вымерших животных, которых сегодня так убедительно оживляют на экране, до явлений природы);
- наблюдение за всем, что сделано человеком. В первую очередь – это произведения искусства: музыкальные наблюдения, цирк, ТВ-программы и, конечно, кинонаблюдения.
Из последнего упражнения в школе З.Я. Корогодского родилось (как минимум) два спектакля - «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте...» в ленинградском ТЮЗе (жанр- мультфильм). И « Телекалейдоскоп» в Театре Поколений – наблюдения за разными жанрами в кино.
Музыканты, живописцы, скульпторы учились и учатся на творениях своих предшественников - музыканты проигрывают этюды, пьесы и другие музыкальные произведения, художники срисовывают полотна. Скульпторы делают копии уже созданных скульптур...
Так почему в актёрской профессии так мало уделяется внимания анализу и присвоению себе (тренировке) оценок, приспособлений, мизансцен, речи – всему существованию актера в уже снятых фильмах?!
Возможно, это идет из театрального искусства. Играя одну и ту же пьесу, положим Шекспира, актеры разных трупп скажут: «А мы это делаем по-другому!». Или: «А у нас другая трактовка!».. Или, в лучшем случае: «Ну, это неплохо...Да, это интересно, но мое видение совсем другое...».
Такое противопоставление в театральной актёрской среде – распространённое явление. Зачем? Да, общеизвестно, что у творческой личности эго обнажено до болезненности, но ведь зачастую это только вредит профессии.
Как бы то ни было – наблюдение за игрой актёров в кино – мощное и полезное упражнение для актёрской практики. Здесь надо понимать, что речь не идет о том, чтобы заниматься этим всю профессиональную жизнь. Но в начале постижения профессии… Да! Несомненно!
Музыканты, прежде чем взяться за Баха, Бетховена, Рахманинова, Чайковского, играют этюды Черни - тренируют руку. Кинонаблюдение –примерно то же самое.
Мой Учитель - З.Я. Корогодский говорил: «Почему то существует заблуждение, что балетному артисту нужен станок (без этого он не совершит пируэт), музыканту нужно знать ноты для того, чтобы сыграть хотя бы «Светит месяц, светит ясный...». И только для актёрской профессии ничего «особенного» не нужно: текст выучи и иди - играй!».
Но это не так! В актёрском ремесле тоже нужны знания, умения, навыки, нужны станки и ноты. «Тренинг и муштра» - заповедано Константином Сергеевичем Станиславским. И свои «ноты»- ноты оценок, приспособлений, вторых реплик, сквозного действия, темпо-ритма, голосовых обертонов, характерных особенностей и так далее по списку в восьми томах Константина Сергеевича. А эти «ноты» легче всего понять (т. е. почувствовать), присваивая себе уже сыгранное мастерами или просто талантливыми людьми в профессии.
Очень важно уважительно, с пиететом отнестись к процессу присвоения игры других людей, к их авторству актерскому и режиссерскому.
Точно так же, как мы пытаемся разгадать и присвоить себе для живого, сквозного , разнообразного существования ТЕКСТ и РЕМАРКИ Чехова, Шекспира, Островского, Володина...
Теперь о том, как работать над кинонаблюдением. Что мы делаем:
- Смотрим отрывок. Выписываем текст диалога или монолога (или находим в интернете);
- Разбираем так же, как мы работаем над ролью в пьесе или сценарии: что, зачем, почему, когда, факты, повороты (см. статью «Оглавление ролевой тетради»);
- Проигрываем отрывок сами этюдно;
- Ощущаем дефицит в существовании – смотрим, как это сыграли Они;
- Озвучиваем отрывок.
- Повторяем в их оценках, приспособлениях, мизансценах.
Вот, примерно, так... Это можно расписать подробнее. Еще страниц на 20-30. Но я не склонен «поверять алгеброй гармонию», потому как в нашем деле многое, почти все передается в живом общении – от сердца к сердцу...
Необязательный P.S. Не очень понимаю людей, которые заявляют: «Это МОЯ авторская программа!» Неужели вы действительно так думаете?..Может быть просто спросить себя: а откуда взялись все «мои» знания?...