ИНТЕРВЬЮ С РЕЖИССЁРОМ, АКТРИСОЙ, ВЫПУСКНИЦЕЙ ВШРИС АНГЕЛИНОЙ ДЕБОР

Ангелина Дебор училась в Высшей школе режиссёров и сценаристов в классе киноактёра у Валерия Анатольевича Зиновьева, а сейчас реализовывает себя также в качестве режиссёра и сценариста.

За последние три года в жизни Ангелины произошло много больших событий - премьера полнометражного международного проекта, где она исполнила одну из ролей, первая режиссёрская работа в большом прокатном кино и получение субсидии на первый полнометражный режиссёрский проект.

Мы поговорили с Ангелиной и узнали, как она попала в международный кинопроект, что нужно для исполнения мечты и как поддерживать творческий потенциал.

 

Путь в большом кино выпускницы Высшей школы режиссёров и сценаристов Ангелины Дебор насыщен событиями. Творческие навыки настолько разнообразны, что она участвует в создании фильмов со всех сторон: пишет сценарии, непосредственно исполняет роли в кадре и уже сама управляет съёмочным процессом в качестве режиссёра. При этом Ангелина не упускает любую возможность обучиться чему-то новому, её стремлению профессионально развиваться можно только позавидовать:

 

• в 2013 окончила магистратуру университета Кингстон (Лондон, Англия) по специальности "Кинорежиссура";

• в июне 2014 года прошла интенсивный курс "Актер кино" в Ирландской Академии Кино в Дублине;

• с 2016 году училась в "Высшей школе режиссеров и сценаристов" в Санкт-Петербурге, мастерская "Киноактер" (педагог Валерий Анатольевич Зиновьев);

• в 2018 году в широкий прокат вышел полнометражный фильм "Нуреев. Белый ворон" (Франция, Великобритания), где Ангелина исполнила роль Любы Романковой;

• весной 2019 года в прокат вышел киноальманах из 7 историй о счастье "Счастье - это... Часть 2" производства компании Disney в России и СНГ. Ангелина была режиссёром новеллы "Братья";

• в 2019 году проект фильма "Бравые парни" получил субсидию Министерства Культуры России на производство национальных фильмов в категории "Дебютное кино". Ангелина Дебор - режиссёр и соавтор сценария.

Мы поговорили с Ангелиной и узнали, как она попала в международный кинопроект, что нужно для исполнения мечты и как поддерживать творческий потенциал.

 

Как вы пришли в профессию?

Актрисой я хотела стать всегда, с детства. Но я также со школы любила писать и, когда поступала в 16 лет, поступила все-таки на журналистику. Но и в том вузе сразу же нашла театральную студию, пошла туда, потом в ещё одну киношколу, и потом уже было режиссёрское образование в Англии. Там я делала большой акцент именно на своём актерском развитии: много снималась как актриса в короткометражках, клипах, играла в учебных спектаклях на английском. Затем ещё отучилась в Ирландии на курсе «Актёр кино», потому что театрального тренинга на тот момент у меня было уже много, и мне хотелось получить именно опыт работы с камерой. Дальше по этой же причине и поступила во ВШРиС, потому что там предлагался именно опыт работы с камерой, что для меня было важно.

Что касается режиссуры, то я в какой-то момент поняла, что эта профессия синтезируют все мои разносторонние, казалось бы, интересы и навыки. И для меня это продолжение высказывания: воплощение на экране истории, которую я сначала написала в форме сценария. На самом деле все три профессии - и актёр, и сценарист, и режиссёр - это все про рассказывание историй, про сторителлинг, как сейчас говорят на английский манер.

 

Как вы попали в проект “Нуреев. Белый ворон”?

В проект я попала, написав замечательному кастинг-директору фильма письмо на электронную почту. Я не знала о том, что идёт кастинг, просто решила, что нужно представиться новым кастинг-директорам, и как раз тогда знакомый актёр выложил у себя замечательный пост ВКонтакте с совершенно правильным призывом «Стучитесь, и откроют вам» и поделился списком разных кинокомпаний и кастинг-директоров. И кастинг-директор этого фильма Алла Юрьевна Петелина была в этом списке, у неё на сайте было написано, что она занимается международными проектами, это мне было особенно интересно, так как я получала образование в Англии и подумала, что мое знание языка может пригодиться. Так что я написала ей на почту письмо, в котором искреннее выразила свой интерес в работе именно с ней, отправила свои фотографии, и через какое-то время она пригласила меня в студию познакомиться. И оказалось, что они искали актрису как раз моего типажа на роль реальной женщины Любови Романковой, и важно было внешнее сходство. И когда я пришла, мне сразу дали текст для проб, мы записали пробы, их отправили режиссёру и дальше уже были последующие этапы проб.

 

Как проходили репетиции, отличается ли подход Рэйфа Файнса от других режиссёров, с которыми вам приходилось работать раньше?

У каждого режиссера свой подход, но что касается Рэйфа, то я заметила, что для него нет мелочей: он очень трепетно относится ко всем деталям. В первый же съемочный день я помню, как мы вместе выбирали сумку для моей героини (эти сцены не вошли в окончательный монтаж). Он говорил о том, как сумка, которая ему понравилась, выражает характер героини, почему она выбрала бы именно такую (хотя меня убеждать было не надо, потому что выбор был совершенно точный). То есть это очень внимательный подход к актеру, возможно, потому что Рэйф сам актёр. Также он обращает большое внимание, мне кажется, на ансамблевость, потому что для него было важно увидеть, как мы взаимодействуем все вместе (я играла роль подруги Нуреева, и у нас были сцены в компании друзей). Когда он подбирал актёров в компанию, на эти пробы он попросил прийти и меня, и актера, игравшего моего брата, и актера, игравшего главного героя, то есть это очень тщательный подход.

 

Есть ли разница между съёмочным процессом у русских и иностранцев?

В данном проекте съемочная группа была смешанная: были и русские, и иностранцы, в том числе сербы (часть съёмок проходила в Сербии). Поэтому здесь не было заметно четкой разницы, но из опыта того, что я видела в Англии, пока там училась, могу сказать, что там намного больше дисциплины. Там, если второй режиссёр сказал, что что-то нужно принести или сделать, то люди, которые за это отвечают, идут и делают. Сразу. У нас же зачастую время тратится на то, что кто-то кому-то пытается доказать, почему это делать не надо или почему надо сделать по-другому, или почему это сложно или невозможно, и т.д., и т.п. Потом в итоге все равно делают, но с какими-то ненужными препираниями и конфликтами, пререканиями на ровном месте. Там этого нет.

 

Был ли языковой барьер?

Языкового барьера не было, так как мне повезло: меня с ранних лет учили английскому, и я получила образование в Великобритании, поэтому общалась напрямую. Но на площадке была замечательный переводчик Кира Борисовна, которая не только обеспечивала для всех языковое взаимопонимание, но и очень воодушевляла морально, невероятно светлый, тёплый человек.

 

Новелла “Братья” - это ваш режиссёрский дебют?

Это мой дебют в полнометражном кино. До этого были короткометражные работы, пилот комедийного скетчкома. Я очень благодарна кинокомпании Дисней в России за то, что они предоставили такую возможность своим проектом «Счастье - это... Часть 2». Это был действительно важный опыт, благодаря которому я очень выросла. И хотя здесь по факту мы снимали тоже короткометражки, потому что хронометраж новелл был в районе до 15 минут, но и подготовка, и съёмка, и пост-продакшн велись по модели полнометражного фильма, так как продюсеры, оператор, съёмочная группа - все были одни и те же для всех новелл, так что по факту готовили, снимали и монтировали один полный метр. И, конечно, прокат был тоже именно как у полнометражного фильма, в кинотеатрах, так как воспринимается фильм как целостный альманах.

*(новелла "Братья" входит в альманах "Счастье - это... Часть 2", где у каждой истории был свой режиссёр)

 

С какой самой большой проблемой вы столкнулись при съемках или подготовке, и как ее решили?

Не проблемой, но интересной задачей было найти подходящую локацию для истории, потому что дом, где происходит действие - это такое немного магическое, сказочное пространство, практически ещё один равноценный герой истории. И то, как он был описан в сценарии подразумевало постройку соответствующей выгородки в павильоне. Но возможности строить в павильоне не было, все съемки на проекте происходили в реальных локациях. Поэтому найти подходящий дом было очень важно. К счастью, благодаря в том числе изобретательности оператора-постановщика Александра Носовского, мы смогли адаптировать пространство замечательного дома, где в итоге прошли съёмки, под потребности сценария.

 

В чем основное отличие мышления режиссёра и актёра?

Актёр отвечает за свой участок работы.
В этом смысле у режиссера намного больше многозадачность.
А вообще на этот вопрос хорошо ответил мой педагог по актёрскому мастерству, который однажды сказал: «Актер - это всегда женщина, а режиссер - всегда мужчина». Вне зависимости от пола. Конечно, он имел это ввиду не в буквальном смысле, а в плане энергии: это как в парных танцах - есть тот, кто ведёт, и есть ведомый. Если оба одновременно будут пытаться вести, танец не получится, и наоборот, если оба будут ждать ведения, это тоже не сработает. Так что актёр должен уметь вестись, а режиссер - вести. Хотя лучшие режиссёры, разумеется, также умеют слушать и слышать других. Это всегда сотрудничество.

Кстати Рэйф Файнс в этом смысле как раз, на мой взгляд, очень мудрый режиссёр, именно потому что он умеет то, что называется «двигаться с потоком». То есть он нанял тех людей, которых он нанял, и выбрал актёров, которых выбрал, и дальше он позволяет им внести свой вклад, высказать свои предложения. При том, что у него есть представление, чего он хочет добиться и куда движется, он не подавляет и готов слушать. Для меня это всегда показатель уверенности режиссера: чем он внутренне более уверен и спокоен, тем он более способен адекватно воспринимать предложения. Он может их отклонить, но он на них реагирует без страха.

 

Что бы вы могли посоветовать начинающим актёрам и режиссёрам?

Что касается советов, то, пожалуй, я скажу единственное: если Вы чего-то очень хотите, о чем-то мечтаете, но это не получилось с первого раза, пробуйте снова и снова. Многие важные вещи в своей жизни я, например, получила не с первого раза: стипендию Чивнинг, которая позволила мне поехать в Англию учиться режиссуре в том вузе, куда я поступила, я, например, выиграла только на второй год. Так же было и с конкурсом компании Дисней: я подавала заявку в первый раз, когда его проводили, не прошла, но у меня не было сомнений, что я буду подавать снова. Я поставила себе напоминалку в телефоне, и действительно через пару лет, когда его объявили во второй раз, подала снова, и на этот раз выиграла. Так что стучитесь и стучитесь ещё раз, если вдруг вас не услышали, если нужно совершенствуйтесь, и снова стучитесь. И ещё, не бойтесь спрашивать, потому что с Чивнингом, например, после того как я первый раз не выиграла, я не постеснялась написать организаторам и спросить, а чего мне не хватило. И они сказали, что это был просто опыт работы, был недостаточный срок. И тогда я поработала ещё год, у меня получился необходимый по срокам опыт, и по уровню как раз случилось повышение, и на следующий год я уже выиграла.

С вузом тоже - я поступила, но не получив стипендию, не могла позволить себе поехать. Я описала им эту ситуацию, и оказалось, что место можно было за собой закрепить, «отложив» на следующий год! Так что коммуникация, друзья, - спрашивайте, узнавайте.

 

Кино как профессия — нестабильный процесс, есть проект - есть работа. Как не потерять мотивацию, и в чём вы черпаете вдохновение?

Если я не занимаюсь актёрской или режиссёрской работой, то постоянно нахожусь в разработке своих проектов, пишу сценарии. И это, кстати, на мой взгляд, позитивно влияет и на актерское мастерство, и на режиссуру, потому что развивает навык импровизации: как сказал режиссёр Джон Фавро, «когда ты пишешь, ты как бы импровизируешь наедине с собой». В написании сценариев не требуется дорогостоящее оборудование или работа других людей, поэтому можно заниматься этим постоянно, а заняться всегда есть чем, сценарии пишутся не один месяц, и лучше когда есть время, как в живописи, «писать слоями»: это совершенно другое качество, чем когда картина написана «в один слой», это скажет любой художник.

Что касается вдохновения, то я черпаю его, с одной стороны, из творчества талантливых людей, смотря, что делают другие, мои коллеги и не только: меня вдохновляют талантливые музыканты, певцы, очень люблю мюзиклы. С другой стороны, я читаю очень много документальной, духовной, психологической литературы, разных традиций. Меня вдохновляют те открытия, которыми делятся авторы этих книг, опыт их внутреннего поиска, потому что Кино, фильм как произведение — это тоже всегда про поиск.

___

Материал подготовлен специально для интернет-издания Высшая школа режиссёров и сценаристов — дополнительное профессиональное образование в сфере кино.

Назад