Союз композитора и режиссера

Начинающие режиссеры не всегда придают серьезное значение музыке, которая будет звучать в их картине. Многие берут известные мелодии или саундтреки, которые уже имеют эмоциональный заряд предыдущего фильма, чтобы повторить его в своей работе. Лишь немногие молодые кинематографисты с первых шагов начинают работать с музыкантами и стараются использовать оригинальную музыку в своих фильмах.

О вопросах музыки в кино мы поговорили с Валерием СЕВОСТЬЯНОВЫМ — историком, киноведом, организатором кинофестивалей, проводимых в Доме кино, координатором проектов петербургского Музея кино.

— Валерий, легко ли определить разницу между кинокомпозитором и обычным музыкантом?

— Первая заповедь успешного кинокомпозитора — он должен пребывать в постоянном поиске, изучать кино, историю музыки, хорошо разбираться в стилях (для кино важно владеть этнической музыкой). Обычный музыкант творит в своем, замкнутом мире, тогда как для кинокомпозитора важно уметь соотносить идеи с режиссерским замыслом. Если композитор не нашел общего языка с режиссером, то и музыка скорее всего не получится. Если же творческий союз сложился успешно, то музыка в таком фильме часто начинает играть равную роль с изображением. Она полноценно включена в драматургию и эмоционально сопровождает фильм от вступления до финала. Это и есть подлинное искусство кинокомпозитора.

— Есть ли отличия между авторским, независимым и массовым кино с точки зрения использования музыки?

— Что касается массового кино, то там касательно музыки не происходит никакого поиска — все предсказуемо, все стандартизировано. Я выделил бы авторское кино: это относительно высокобюджетное кино, эстетически насыщенное, грамотно снятое, которое нравится широкому образованному слою зрителей не только у нас, но и за рубежом. Например, Вуди Аллен или Джим Джармуш делают не массовое кино, но все же его нельзя назвать независимым. Я считаю, независимость заканчивается на определенной цифре бюджета. Высокобюджетный фильм может нанять высококлассного композитора. Но бывает, что независимый фильм предлагает более яркое воплощение музыки в кино. Хотя обычно независимые режиссеры используют или уже созданную когда-то музыку, или сотрудничают с музыкантами своего круга.

— Что вы посоветуете независимым режиссерам, желающим использовать плоды труда незнакомого композитора?

— Совет только один: всегда спрашивайте разрешения у правообладателей. К сожалению, сейчас очень часты случаи несогласованного использования авторской музыки, особенно среди начинающих режиссеров, снимающих первые короткометражные работы. Я был свидетелем подобных неприятный историй. Не рискуйте нервами и режиссерской репутацией! Попробуйте найти с композитором общий язык как художник с художником — это воспитанно и честно.

— Как вы думаете, стоит ли сейчас начинающим режиссерам делать ставку на музыкальный фильм как воплощение собственных идей? Есть ли у российского зрителя потребность в подобном жанре?

— Как показывает история отечественного кинематографа, в России просто отсутствует культура создания мюзиклов, хотя такой сходный с мюзиклом жанр, как оперетта, был всегда востребован в нашей стране. У нас была актриса, просто созданная для мюзикла — это Людмила Гурченко, но проблема в том, что к моменту выхода рязановской «Карнавальной ночи» жанр музыкальной комедии в нашем кинематографе уже себя исчерпал. К сожалению, у нас так и не нашлось режиссера, способного раскрыть ее талант. Ближе всего к жанру «мюзикл» в России можно отнести фильм Григория Александрова «Веселые ребята». Думаю, у отечественного зрителя и сейчас есть потребность в таких фильмах. И успех «Стиляг» это подтверждает.

Газета творческого объединения «КиноОко», выпуск №1, апрель, 2009 года.

Специально для Высшей школы режиссеров и сценаристов.

ВШРиС КиноОко

Назад